Главная >> 5 >> 16

И вновь над Храмом звон колоколов

День строителя - это праздник созидателей. Таких, как почетный строитель России, Заслуженный деятель науки РФ Николай Васильевич ДРОЗДОВ, отметивший в этом году 60-летний юбилей. Трудовой стаж юбиляра - 47 лет, и почти все эти годы отданы строительству.


Николай Васильевич родился в военном 1944 году в маленьком городке Обоянь на Курщине в казачьей семье. Трудовую деятельность начал в двенадцать лет, а в неполные пятнадцать уехал строить Братскую ГЭС. Начинал простым рабочим-бетонщиком, одновременно учился в вечерней школе. На разных стройках страны осваивал до самых высших разрядов мастерство сварщика, электрика, другие рабочие специальности. Без отрыва от производства закончил Институт коммунального хозяйства и строительства, работал бригадиром, мастером, прорабом, старшим прорабом. С 1992 года организовал целый ряд известных в стране предприятий, таких, как


"Сибнефтегазстрой" например, активно участвующих в инвестиционно-строительном процессе в Москве, Подмосковье, Курской области, на Ставрополье, в других регионах страны и даже за рубежом. Особое внимание уделялось возрождению и реставрации памятников истории и архитектуры Москвы, восстановлению и строительству православных храмов. За эти годы Николай Васильевич восстановил из руин более 20 памятников архитектуры, в том числе жемчужины XVII века Гранатный двор и палаты тверских архиереев, жилой дом постройки XIX века на проспекте Мира, дом Боткина в Петроверигском переулке. У деревни Афинеево Наро-Фоминского района построено Патриаршее подворье с церковными постройками и шатровым храмом в честь святителя Николая Чудотворца. В поселке Володарского Ленинского района Подмосковья на остатках старинного фундамента возрождена и освящена очень красивая сельская приходская церковь 8 честь Казанской иконы Божией Матери. Заслуги Н.В.Дроздова перед российской культурой и Православной Церковью отмечены орденом и международной премией апостола Андрея Первозванного (премия в номинации "Русский характер"), тремя орденами Петра Великого, а церковные ордена святого Даниила Московского и Преподобного Сергия Радонежского ему вручал сам Святейший Патриарх Алексий II. Николай Васильевич активно работает в Международных фондах Апостола Андрея Первозванного и Единства православных народов, центре Национальной Славы, является академиком Международной академии инвестиций и строительства, доктором экономических наук и доктором философии. Его докторская диссертация "Проблемы строительного производства и основные условия и механизмы привлечения иностранных инвестиций в строительную отрасль России" издана отдельной монографией. А еще член Союза писателей России Н.В.Дроздов готовит к печати написанную в соавторстве с известным реставратором академиком И.А.Столетовым книгу о реставрации памятников истории, культуры и архитектуры и сборник собственных стихов и рассказов.


Сегодня мы предлагаем вниманию читателей один из его рассказов-эссе, посвященный возрождению храма в честь Казанской иконы Божией Матери.


***


Храм Казанской иконы Божией Матери


Моим учителям - с благодарностью


Уходят безвозвратно годы, все чаще задумываешься о смысле прожитого и о том, как восполнить недостающее, куда приложить оставшиеся силы. Каждодневье у обычных людей - труд. Словно заведенные, мы что-то строим, сажаем деревья, работаем, работаем, работаем... А вопрос-то в том, насколько наш труд нужен людям, которых мы чаще всего и не знаем.


Посадить дерево - это еще не все; душа начинает болеть: как приживется, будут ли вовремя побеги... Начинаешь строить что-то и сразу хочется улучшить проект: что-то переменить в фасаде, увеличить или уменьшить в интерьере... Изменил цвет - и стало светлее, просторнее не только в доме, но и на сердце...


Старый поселок... Лет ему, наверное, 200 - 250. Упоминания о времени его появления неточны: как водится на Руси - сто лет вперед или назад, кто знает... В поселке заросший пустырь у кладбища.


Кладбище - живое. В праздники, как положено, приходят родственники усопших и по средствам приводят могилы, да и весь погост в ухоженный вид - обрамляют старые холмики, умывают надгробные камни, постригают траву и кустарники, как праздничное завершение, посыпают землю бело-золотистым песком. На ярком солнце земля становится кружевной. Народ добреет, заговаривает друг с другом, у изголовья усопших появляются граненые стаканы...


Еле заметная колея дороги ведет по пустырю к остаткам какого-то строения, возвышающегося среди всякого хлама, - к чудом сохранившейся тяжелой сварной металлической двери с килограммовым замком времен царя Грозного. Среди руин почему-то удержалась мачта громоотвода.


Меня с детства тянуло к развалинам - может, потому, что в послевоенной моей Обояни на Курщине многое было порушено войной, а может быть, под впечатлением когда-то прочитанной книжки "На графских развалинах"... Мне всегда хотелось в остатках былого увидеть, услышать далекое время, почувствовать чью-то прошедшую жизнь с ее повседневными заботами. Но не просто рассматривать обломки, а подчистить, подстроить, склепать, починить - глядишь, и что-то выходит путное...


Исследуя руины на заброшенном пустыре, я вдруг обнаружил остатки церковного свода. Старая отвалившаяся штукатурка обнажила большемерный кирпич с прожилинами извести. Здание древнее, а значит, во всех отношениях интересное. Да и, оказывается, не просто дом, а храм - дом Бога живого. Говорят, в заброшенных людьми храмах службу продолжают совершать Ангелы...


Дальше началась работа. Архивы. Воспоминания старожилов. И вот постепенно вырисовываются контуры некогда стоявшей здесь церкви во имя Казанской иконы Божией Матери.


Поселок носит имя, называть которое лишний раз не хочется, - имя человека, порушившего православную жизнь и творение теперь уже безвестных мастеров. О чиновничьей волоките, о людях бездушных, которых не интересует то, что не приносит барышей, - тоже ни слова.


А слово о подвижниках, простых и незаметных людях, несчастливых и счастливых одновременно, - без особых средств к существованию, но с духом самоотверженности, любви к Богу и ближним, любви к Отечеству и к своей малой родине. Русский народ всегда объединяла Православная вера, и всегда народ объединялся вокруг храма. И сейчас побоку личные материальные заботы, главное - необходимость поднять храм. Нет, не просто из руин - из земли предков, чтобы сохранить их заветы и оставить свой завет потомкам. Чтобы возводимая церковь была местом единения народа во Христе.


Душа возрождающегося храма - отец Александр. Богатырского телосложения, в черной "рабочей" рясе со следами строительной пыли или известки, - всего, что сопровождает строителя, реставратора. Голос сильный, черная борода, улыбка добрая, глаза-омуты, руки в мозолях. Смотришь на него и понимаешь: вот такие всегда Русь спасали - воины-победители, изгнавшие многих пришлых с разных краев, посягавших на Святую Русь. Таким, как отец Александр, все по плечу. Вокруг одни женщины-помощницы, кажется, никогда не устающие.


И вот, по видимости беспорядочный, хаотический труд дает результаты. Расчищен пустырь - нет, не весь пока, но обозначились контуры площадки, выкорчеваны кустарники, убран в сторону хлам. Сработана хибарка - защита от дождя и солнца, появился рукомойник, он звенит, как колокольчик, когда кто-то моет руки. Закипела жизнь. Тяжело, медленно, но оживал пустырь.


Во все времена были и есть добрые люди. Как правило, "битые жизнью" - по справедливости, а чаще несправедливо. Да и кто теперь все оценит? Как воронье, налетевшее на только что засеянное поле, отняли у людей все - и землю, и заработки, и надежду... Нет, надежду не отняли. Затаилась земля Русская, выжидает, но начинает восстанавливаться душа - душа православная. И вот появляется кирпич, цемент, инвентарь. Прибавляются числом подвижники; не жалея сил, не ожидая оплаты, тяжким потом, но с радостью, расчищают они остатки фундамента, отбирают из хлама все, что может пригодиться...


Месяцы и годы пролетели, и вырос из земли храм. Словно ожил после тяжкого ранения. Сохранили мы старые своды, стены, остатки кованой решетки, сработанной древними мастерами-кузнецами. Живет храм, возвышается над окрестностью, серебром звенят колокола. Теперь здесь служится Литургия, объединяющая людей во Христе, новорожденные становятся здесь христианами, а усопшие уходят отсюда в последний путь - самое главное в жизни совершается в храме. Еще один пустырь Руси и пустырь души исчез. Теперь вокруг храма вместо спутанных зарослей - ухоженные кустарники, а ранним майским утром заливается нашедший в них гнездовье соловей.


Хорошо, славно на душе...