Верующим придется немного подождать
Сообщения ряда информагенств о том, что икона Казанской Божией Матери вернется в Россию уже в конце июля, оказались преждевременными, пояснили "Трибуне" в пресс-службе Папы Римского Иоанна Павла II. Передача чудотворной святыни, находящейся ныне в личных апартаментах Папы, намечена на август.
Представители духовенства связывают это событие с исполнением известного Фатимского пророчества, согласно которому возрождение России наступит после того, как икона Казанской Божией Матери вернется на родину.
Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной святым евангелистом Лукой. День чудесного явления образа (8/21 июля) с 1579 года ежегодно отмечался как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона.
Святая икона, бывшая в войсках князя Пожарского при освобождении Москвы от поляков, в 1636 году была перенесена в новоустроенный Казанский собор.
В начале XIX века Казанская икона была утеряна. По другой версии, святыня была похищена в 1904 году из Казанского женского монастыря. Как бы то ни было, католическая организация "Голубая армия Божией Матери" выкупила ее за 3 млн. долларов у американского коллекционера в 70-х, а в 1993 году подарила Иоанну Павлу II. И вот теперь религиозно-историческая реликвия нашего народа должна вернуться домой.
Андрей ПОЛЫНСКИЙ, Андрей РОДИОНОВ
***
Прямая речь
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал "Трибуне":
- В апреле прошлого года группа экспертов, в которую вошли представители Министерства культуры России, Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", ряда государственных музеев нашей страны, посетила Рим и вместе со специалистами из Ватикана тщательно исследовала эту икону, - сказал Патриарх. - В результате экспертизы стало ясно, что икона, хранящаяся в апартаментах Папы Римского, не является подлинным чудотворным образом, обретенным в 1579 году. Она представляет собой список XVIII века, сделанный провинциальным иконописцем. Возвращение этой иконы, одной из многих, вывезенных из России в годы лихолетья, должно быть актом доброй воли руководства Римско-католической церкви и не может сопровождаться предъявлением каких-либо требований.