Подмосковные ученые пытаются восполнить потери интеллектуального потенциала наукоградов, вызванные "утечкой мозгов" за границу.
Для достижения этой цели лидер движения наукоградов Анатолий Долголаптев привлек группу уникальных специалистов из "Координационного центра социальных проблем". Они находят по всей стране победителей олимпиад и конкурсов по естественным наукам, музыке, живописи. "Олимпиадников" вывозят в десять бывших пионерлагерей на побережье Черного моря и в Подмосковье. Ребята от 12 до 15 лет отдыхают, расширяют свой кругозор во всех областях знаний и искусств. Но самое главное состоит в том, что у них формируется психологическая установка на служение науке, причем обязательно российской. Для реализации установки созданы уникальные технологии.
В основе их лежит теория ролевых игр, разработанная выдающимся психологом Сергеем Выгодским. Они представляют собой некий спектакль, где ребята в образах ученых, астронавтов и исследователей сталкиваются с различными проблемами и преодолевают их, используя свои знания в различных областях науки и искусства.
Например, этим летом в бывшем пионерлагере "Премьера" недалеко от Анапы для физико-астрономической смены была проведена игра "Вавилон-5", посвященная космической тематике. По ее условиям все отряды превращаются в некие цивилизации, попавшие в космическую катастрофу. .Чтобы выжить, цивилизациям нужно расселиться на других планетах. Воображаемые обстоятельства сочетаются с практическими задачами. Астронавтам приходится проводить реальные исследования грунта, воды, воздушной среды. Причем делают они это на современном оборудовании, которое завозится из академгородков специально на каждую смену. В рамках игры прочитываются спецкурсы по различным областям знаний. Как правило, после лекций обязательно находятся несколько "головастиков", которые часами прогуливаются вдоль берега моря со всемирно известными учеными и обсуждают с ними проблемы мироздания. Общение двух "коллег" - всегда взаимно заинтересованное - идет на равных и обязательно на "вы".
В конце смены в торжественной обстановке подводятся итоги конкурса. Прощальный бал профильной смены "Парад наук" в подмосковном наукограде Пущино становится маленькой копией церемонии вручения Нобелевской премии. Под торжественные звуки органа, при свечах магистрам, облаченным в академические мантии, присуждаются золотые и серебряные сертификаты.
Судьба детей доверяется не просто хорошим людям и высококлассным специалистам в различных областях знаний. Организаторы ролевых игр добиваются того, чтобы занятия с детьми вели социально успешные ученые, которые приезжают на лекции на дорогих иномарках и имеют имидж преуспевающих граждан общества. Таким образом "олимпиадники" получают наглядный пример того, что, занимаясь наукой, можно получить такие же блага, какие имеют банкир или крупный предприниматель. Они воочию убеждаются, что жизнь ученых может быть не менее яркой, чем жизнь эстрадной звезды. Принципиальную роль в проекте играет установка на то, что сообщество наукоградов взращивает вундеркиндов для внутреннего применения, а не на экспорт. В этом разделе воспитания ставка также делается не на душеспасительные беседы, а на воспитание личным примером.
Например, преподаватель Центра по информатике окончил экстерном МГУ и один из университетов США. Он является специалистом высокого класса. Но руководителям проекта важно, что он предпочел жить в России, а не в США. Приоритеты российской антисайентологической и анти-хаббардовской программы закрепляются ролевыми играми, посвященными патриотическому воспитанию. Так, в течение 40 дней участники игры "Славянский клуб" пребывают в роли исследователей славянских традиций.
Они познают, или, точнее, проживают жизнь, пройденную нашими предками от эпохи первобытного человека до гардемаринов. В рамках этой программы дети узнают основные христианские праздники, участвуют в костюмированных обрядах Дня Ивана Купалы, сватовства, свадьбы, колядования.
После отдыха дети возвращаются домой, но, что очень важно, их общение не прекращается. Они продолжают активно общаться с помощью специального чата "Оранжевый клуб". А центр мониторит физическое и интеллектуальное состояние детей. Согласно рекомендациям психофизиологов Высшей экономической школы, всем ребятам сделают энцефалограмму мозга. Контроль проводится на основе психометрических карт, где указываются объем оперативной памяти, скорость реакции выбора, образования условных рефлексов и так далее. Психофизиологи вырабатывают индивидуальные рекомендации по режиму занятий, технике запоминания, организации рабочего дня.
Одна из принципиальных установок центра - избегать "звездизма". Ведь ранняя известность разлагающе действует на неокрепшие души начинающих ученых.
- В Подмосковье нет нефти, никеля и алмазов. Главное наше богатство - мозги. Потому мы бережем ребят от публичности и не хотим называть никаких имен, - сказала мне директор Координационного центра социальных проблем Наталья Сидорина. - Однако уже есть и окрепшие души, как, например, Николай Трошнев. В неполных пятнадцать он окончил школу, в неполных двадцать - университет. Сейчас он один из самых востребованных экспертов в Союзе наукоградов и Мособлдуме. На подходе еще сотни потенциальных лауреатов Нобелевской премии. Что делать с ними? Ведь федеральные научные программы фактически свернулись, прекращается финансирование фундаментальной науки. Продолжается экспорт "российских мозгов" на разного рода "философских пароходах". И все же...
Есть определенная аналогия между Центром в Московской области и Царскосельским лицеем. Трудно отказаться от мысли, что в подмосковном проекте воспитатели, то есть ученые, стали современными энгельгардтами и жуковскими, а их воспитанники - Кюхельбекерами и Пущиными. И если в XIX веке подобный альянс закончился восстанием на Сенатской площади, то, похоже, что нынешние "лицеисты" со временем обязательно вобьют осиновый кол в сырьевую экономику и начнут эру российского инновационного возрождения.
***
В Подмосковье нет нефти, никеля и алмазов. Главное наше богатство - мозги. Потому сообщество наукоградов взращивает вундеркиндов для внутреннего применения, а не на экспорт.