ИМЕНИНЫ - день памяти святого, в чью честь назван человек, то есть и праздник победите заступника. Немудрено, что их христиане всегда праздновали пышнее, чем личный день рождения. Зачастую его и не помнили в многодетных и больших семьях. А вот на именины на Руси старались пригласить гостей, накрыть богатый стоп. Причем если именины выпадали на пост, то умудрялись сделать праздник и постным, и сытным. Было и непременное блюдо -большой пирог с кашей, потому как "Без блина не масленица, без пирога не именины".
В ДЕРЕВНЯХ существовал обычай: в самом начале обеда этот пирог разламывали над головой именинника, обсыпая того кашей. Это знаменовало благоденствие на весь следующий год. Причем чем больше каши просыплется - тем лучше жизнь виновника торжества. В городах придерживались иного правила: чтобы удача не оставляла именинника, полагалось что-то разбить.
Завершалось пиршество опять-таки непременным для всех обычаем: именинник преподносил гостям подарки - в благодарность за то, что они пришли поздравить его.
Вместо личных именин в деревнях многих губерний России, Белоруссии, Украины праздновались "общие" -скажем, дни Петра и Ивана. Обычно это был праздник особо почитаемого в этой местности святого, чье имя, соответственно, делало именинниками в один день по полдеревни.
Именинниками выступали порой даже времена года. Так, период зимнего солнцеворота приходился на Спиридонов день, летнего солнцестояния - на Аграфену Купальницу. С каждым из этих дней связаны те или иные обычаи. 2 августа, например, выпадает день Ильи-пророка, отмечающий поворот от лета к осени. Пекли пироги из нового урожая, а из свежей соломки устраивали постели: "Ильинская соломка - деревенская перинка". Из работы в этот день дозволялось лишь обустраивать ульи. А вот из развлечений существовало свойственное только этому дню: обливать каждого встречного-поперечного водой. Те не обижались: после 2 августа строго запрещалось купаться в реках и озерах.
Елена ДАШКОВСКАЯ