Каждый третий житель Вологды имеет право на бесплатный проезд в общественном транспорте. И перевозчики всех форм собственности их права соблюдают
Комиссия по правам человека при главе администрации области за шесть лет своей работы третий раз обращается к вопросу о работе городского и пригородного транспорта в связи с обращениями граждан, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте. Членам комиссии, участвовавшим в заседании по этому поводу у начальника управления транспорта и связи мэрии Архангельска В. Подшивалова, показалось, что городская власть больше защищает интересы коммерческих перевозчиков, чем горожан.
Но, оказывается, есть другой опыт решения проблемы перевозки льготных пассажиров. Но не у нас, а в Вологде, где недавно по предложению председателя комиссии по правам человека Нины Дитятевой изучить опыт соседей побывала делегация из Северодвинска, в составе которой были члены комиссии - депутаты Северодвинского муниципального Совета Л. Павловская и Т. Юрьева. Как решают транспортные проблемы наши соседи? Вот что рассказала Лариса Афанасьевна ПАВЛОВСКАЯ:
- Стоимость одной поездки на маршрутных такси 6 рублей, на троллейбусах и автобусах - 5 рублей независимо от формы собственности и организационно-правовой формы перевозчика. Проездной билет на месяц стоит 280 рублей. Льготы по оплате проезда в городском транспорте предоставляются не только ветеранам, а всем, кому положено по законам. В городском бюджете также предусмотрены средства на оплату льготного проезда многодетным семьям, почетным донорам и пенсионерам-северянам, то есть лицам моложе 60 (мужчины) и 55 лет (женщины), переехавшим в Вологду на постоянное место жительства.
Городским бюджетом защищены интересы студентов, преподавателей, работников академии, проживающих в поселке-спутнике Молочное, где находится Вологодская молочно-хозяйственная академия. По расценкам пригородного маршрута билет от Молочного до Вологды стоит 14 рублей, но население платит за проезд по городскому тарифу.
Как перевозчик подтверждает затраты на провоз льготников, чтобы отчитаться перед управлением соцзащиты? Очень просто: Вологда считает и предъявляет, а администрация области принимает упрощенный финансовый расчет по льготам, предусмотренным законами.
В расчете учитывается общее число каждого вида льготных пассажиров по социальной норме перевозок. А именно: 19 поездок в месяц, а не 50, как рекомендует Госкомстат. Вологжане почетного возраста цену трудовой копейки знают, перевозчикам, особенно в связи с ростом цен на бензин, сочувствуют, в излишнем использовании права на бесплатный проезд не замечены. Психологически верно сообщить пенсионеру точное число оплаченных поездок. Дети имеют льготный 80- рублевый проездной билет, студенты - 150-рублевый в течение всего года.
Администрацию Вологды беспокоит большой износ подвижного состава, непрогнозируемый рост цен на горючее, засилье такси (40 процентов), не пополняющих городской бюджет. Непростые взаимоотношения между перевозчиками (муниципальным, государственным, акционерным, частным) препятствуют введению общего городского проездного билета. Вологодских перевозчиков "тянет ко дну" 140-миллионный долг федерального бюджета за льготников и заставляет их не столько работать, сколько искать пути решения ежедневных проблем, ведь в 300- тысячном городе 100 тысяч льготников. Но такая ситуация и для Архангельска не новость.
Новость в том, что здесь умеют находить пути выхода из сложной ситуации. Например, областное госпредприятие "Трансагентство" по выходным дням работает наряду с частными перевозчиками. В дни посещения горожанами кладбищ вводятся спецрейсы, выполняемые муниципальным городским автопредприятием совместно с частными "Газелями".
В кабинете заведующего отделом транспорта городской администрации висит специальный календарь, разработанный с помощью служителей религиозных объединений Вологды, в котором отмечены праздничные и иные важные для православных, мусульман и верующих других исповеданий религиозные праздники, в которые они по сложившейся традиции посещают культовые здания и навещают могилы родных. Календарь этот позволяет перераспределять транспорт в соответствии с пассажиропотоками.
И с проездом к дачам у вологжан проблем нет. Как сказал помощник главы города, все проблемы у бюджета. Поскольку треть дачных кооперативов находится на окраинах, то есть в черте города, то дачными перевозками занимается городской транспорт - тариф проезда в пригородных автобусах 85 коп. за один километр. Все льготники и все пенсионеры по возрасту ездят на свои дачи в радиусе 50 км бесплатно - ведь они в это время городским транспортом не пользуются. Хотя расписание пригородных автобусов более жесткое, и на некоторых маршрутах есть очереди, но жалоб на организацию пригородных перевозок нет.
От редакции. Надо же было случиться такому совпадению. Когда этот материал готовился к печати, в кабинет заглянул посетитель. Расстроенный и возмущенный. Павел Евгеньевич Мартьянов, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Берлина, добираясь до редакции из привокзального микрорайона Архангельска, на одной из остановок увидел автобус. На внутреннее стекло его салона была приклеена не только надпись "льгот нет", но еще и крупная карикатура старика с безобразно перекошенным лицом. Растерявшийся от такой картины ветеран не разглядел номер маршрута, запомнил лишь номер автобуса К-200.