Главная >> 5 >> 16

Равноапостольный князь Владимир

26 июля Православная церковь празднует память первокрестителя Руси равноапостольного князя Владимира. В 988 году правящий князь Киевской Руси Владимир принял христианство. Достоверно то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческою царевной Анною, сестрою императоров Василия и Константина. Крещение его, по всей вероятности, происходило в Корсуне, или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привез в Киев первое духовенство и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Жители без явного противодействия крестились в Днепре, отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство. Самое древнее русско-славянское язычество не имело определенного характера, общего для всех, в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства. Борьба язычества с христианством выражалась в соблюдении языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира, и постепенно открывался свет нового учения.


Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовенство. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую "Десятинную", названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления принятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение, и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом, на Руси за какие-нибудь лет двадцать возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своему далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Уже одна эта черта показывает во Владимире великого человека: он понял самый верный путь к новой жизни, которую хотел привить своему полудикому народу, несмотря на встречаемые затруднения.


Владимир, после крещения проникнутый духом христианской любви, не хотел даже казнить злодеев и с совета бояр и городских старцев установил наказывать преступников только денежною пенею, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.


Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил празднества, но праздновал не с одними своими боярами, а делился своими утехами со всем народом - и со старыми и с малыми; он справлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей. Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов. Тогда Киевскую Русь беспокоили печенеги, народ кочевой и наезднический. Владимир отразил их с успехом и, заботясь как об умножении ратной силы, так и об увеличении населения в крае, принадлежащем Киеву, населял укрепленные места переселенцами из разных земель. Он умер 15 июля 1015 года в своем селе Берестове.