Музей-усадьба "Рождествено" возрождается после пожара 1995 года. Набоков был плоть от плоти земли русской и, вынужденно покинув ее пределы, духовно оставался ее составляющей. За границей он так и не нашел своего дома, кочевал по отелям, переезжая из города в город, из страны в страну.
День памяти Набокова в музее-усадьбе "Рождествено" проводится в начале июля уже не в первый раз. Почему именно День памяти, а не День рождения? По русской православной традиции всегда отмечали День именин и День памяти. Ведь когда человек появляется на свет, он еще ничем не заявил о себе, он просто крохотное существо, зависящее от других. Но всему свой срок, и, когда он уходит из этого мира, остаются его дела, память о нем не исчезает.
Набоков считал, что в русской литературе есть три вершины: Пушкин, Лермонтов и Тютчев. Он переводил их много и плодотворно, открывая миру эти великие имена. В этом году День памяти Набокова в рождественском музее-усадьбе неслучайно был представлен спектаклем "Как наше слово отзовется" о жизни и творчестве Федора Тютчева, чье 200-летие недавно отметили в стране. Представление началось песней "Душекружение мое" на стихи М. Лейкина и музыку С. Мироновой. Песню великолепно исполнила актриса петербургского театра Виктория Горбакова. Идея и сценарий спектакля принадлежат Заслуженному работнику культуры РФ М. И. Лейкину, бессменному сценаристу и главному режиссеру всех пушкинских праздников на гатчинской земле. В этом спектакле необыкновенно полно и вдохновенно обрисован образ Федора Тютчева.
- Набоков, - рассказывает Михаил Иосифович, - испытывал к Тютчеву привязанность и симпатию, хотя поэт был непонят своим поколением, да и сам Тютчев себя недооценивал. Только теперь, в XXI веке, мы понимаем, насколько велик тютчевский талант. Он был потрясающей личностью. У нас постоянно на слуху строки из его стихов: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить" и "Люблю грозу в начале мая", "Я встретил Вас", "Как наше слово отзовется", "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет", "О, как убийственно мы любим" и еще многие-многие.
Режиссер-постановщик спектакля о Тютчеве Валентина Балгановна Доржина рассказывает:
- Этот спектакль мы поставили силами студентов первого курса Ленинградского колледжа культуры и искусства. У ребят уже каникулы, но они с великим удовольствием поехали в Рождествено. Им всегда нравится здесь выступать, тут особая творческая аура и играют ребята вдохновенно.
В. Б. Доржина работает в областном колледже культуры уже 29 лет, она мастер курса, Заслуженный работник культуры РФ, поставила девятнадцать спектаклей для пушкинских праздников на гатчинской земле. В ее творческом багаже есть постановки и ландшафтных спектаклей: "Руслан и Людмила" в Батово и Рождествено, "Русалка" в Рождествено, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в Батово. Играли в этих спектаклях студенты и выпускники областного колледжа культуры, и артисты петербургских театров. Ею были поставлены и спектакли по произведениям Набокова и о родословной Пушкина. Сценарии ко всем спектаклям написаны М. И. Лейкиным.
Музей-усадьба "Рождествено", возрождаясь, начинает исполнять функции краеведческого музея и предоставляет свою сцену творческим коллективам области.
Из года в год расширяется экскурсионная деятельность музея-усадьбы. За последний год посещаемость музея удвоилась. Необыкновенно красивые места, плавные воды Оредеж-реки, чистый воздух, Храм Рождества Пресвятой Богородицы привлекают все новых и новых посетителей.
Экскурсии проводятся не только по усадьбе, хотя это одно из увлекательнейших путешествий в мир нашей культуры, но и по парку, который был заложен во времена Рукавишниковых, бывших хозяев этой усадьбы, и по селу Рождествено, которое в свое время имело статус города. А экзотическое путешествие в рождественские красные пещеры никого не оставит равнодушным.
Здешние экскурсоводы -люди увлеченные, влюбленные в свой край. Они многое поведают о тайнах и загадках этих мест. Сейчас руководством музея-усадьбы проводится большая работа с молодежью. Ученицы старших классов рождественской школы ведут экскурсии на высоком профессиональном уровне. Эта земля - их малая и любимая родина, тот край, где прошло детство Владимира Набокова, о котором он постоянно вспоминал, куда он всегда стремился вернуться.
В музее "Рождествено" своя жизнь и свои надежды. Восстановительные работы продолжаются. Отреставрирован еще один фасад здания -южный, восстановлены наличники в их подлинной красоте. Пока не удается покрасить из-за дождливой погоды, на мокрую поверхность наносить краску бесполезно, все облупится. Выбрать подлинный колер дома - дело ответственное. В советское время здание было темно-желтым - охра с белым. В результате расчисток специалисты определили, что цвет рождественской усадьбы был первоначально серо-голубым. Именно этот цвет будет восстановлен, как только наладится погода.
Двусветный зал усадьбы -тоже предмет неустанной заботы и работы сотрудников музея. Этот зал довольно оригинально устроен, высотой он в два этажа и окна в нем тоже в два ряда. Два света (поэтому он так назван), - верхний и нижний - сливаются в зале и создают атмосферу полноты освещения.
- Двусветный зал, - рассказывает директор музея-усадьбы Александр Александрович Семочкин, - требует к себе особого внимания. Это центральное помещение усадьбы и, конечно, его нужно восстановить в том виде, в каком он был во времена Рукавишниковых и Набоковых. Существует фотография тех лет, на которой хорошо просматривается рисунок линолеума на полу зала. Никто нам не простит, если мы сделаем пол другим. Но достать такой линолеум пока невозможно, поэтому придется раскрасить ДСП, которые мы недавно настелили, под этот рисунок.
Действительно, проблема с линолеумом пока неразрешима. Оказывается, в двусветном зале было не современное хлорвиниловое покрытие, а натуральный линолеум, сделанный по старинной технологии. Рукавишников в свое время привез его из Италии, на зависть всей округе. Это был индивидуальный заказ. Линолеумное покрытие начали производить еще в XVII веке, к XIX столетию эту технологию окончательно отработали. Производили тогда линолеум так: на льняное полотно наносили много слоев льняного масла, а уже сверху делали рисунок. Процесс изготовления был длительным, но зато изделие получалось безвредным, так как использовали исключительно натуральные компоненты. Тогда такой линолеум изготовляли только на юге Германии и на севере Италии. Но потом его перестали делать. Теперь подобное производство возобновляется в Германии, и руководство музея-усадьбы мечтает о том, что удастся заказать такое покрытие для "Рождествено"..
В день памяти Набокова в рождественской усадьбе состоялось еще одно культурное мероприятие: на суд слушателей петербургская поэтесса Надежда Перова представила свой новый стихотворный сборник "Набоковское лукоморье". Эпиграфами к своим стихам Надежда Перова взяла строчки Владимира Набокова, Зои Бобковой, Бориса Орлова, Алины Мальцевой, Галины Дюмонд, Евдокии Растопчиной, Ирэны Сергеевой. В этом альбоме собраны стихи, написанные ею в Рождествено.
Теперь мне дорогим стал этот
России старый уголок. И знаю,
вновь приеду летом, Но запасаюсь
солнцем впрок. Зачем красоты Эмиратов?
Там каждый кустик утомлен,
А здесь, под кроной пышной спрятав,
Мне шепчет стих влюбленный клен.
Набоковское лукоморье
Излечит всякий мой недуг.
Здесь песенной душе раздолье,
Поэтов здесь широкий круг.
Альбом Н. Перовой превосходно оформлен известным художником Леонидом Васильевичем Птицыным. В рисунках запечатлен одухотворенный облик села Рождествено, укромные красоты набоковского парка и величественный дом музея-усадьбы.
Зоя Бобкова, член Союза писателей России