Главная >> 5 >> 16

КАК НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ВСТРЕЧАЛ ИВАНА КУПАЛА

Женщины падали в костер, а мужчины тянули сумки с едой и выпивкой


Ризноокая "Сегодня"


Для наших предков праздник летнего солнцестояния был одним из главнейших событий в году. В наше время, благодаря тому, что гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки" читал каждый школьник, за праздником Ивана Купалы прочно укрепилась репутация самого мистического и истинно народного действа. Каждый год, 6 июля, в вечерних новостях исправно мелькают сюжеты с прыгающими через костер парочками и плывущими венками. Для того, чтобы выяснить, что там происходит на самом деле, мы с фотокором отправились в Пирогово, где находится знаменитый Музей народной архитектуры и быта Украины.


МУЗЕЙ, В КОТОРОМ МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ


Народ начал подтягиваться к месту действия задолго до официального начала, которое было намечено на пять часов вечера. Бредущих от остановки ходоков то и дело обгоняли туристические автобусы и крутые иномарки.


Возле избушки, обозначающей вход в музей, стояли женщины в украинских костюмах и суровый охранник. Свои обязанности типа "не пущать даром" они выполняли очень скрупулезно, это мы тут же ощутили на себе. Нашего фотокора, человека с вполне положительной внешностью и огромным кофром с аппаратурой, суровая гражданка из избушки на входе, на полном серьезе обвинила в том, что "сам бесплатно идешь, да еще и женщину с собой привел". Увидев мое удостоверение журналиста, она сменила тему, и начала требовать приглашение. Когда мы поинтересовались, как сей документ должен выглядеть, прозвучала бессмертная фраза: "Я не знаю какое, но приглашение предъявите!". В конце-концов нас таки пропустили поработать.


Однако, как говорится, Париж стоит мессы, а Пирогово -- перебранки. Сразу за входом начинается сказка. Ты оказываешься в мире, где по небу лениво плывут облака, цветут васильки, шелестит на ветру пшеница. (Впрочем, может быть, это была и рожь -- как всякий горожанин, я не сильна в агрономии.) По изумрудной долине вьется лентой дорога, а вдалеке тебе приветливо машет крыльями старый ветряк и над этим всем потрясающая, наполненная лишь пением жаворонка, тишина. На первый взгляд, совершенно нетронутый человеческим усердием уголок. Мы сворачиваем в небольшой лесок, за которым начинается село. Мимо приземистых музейных хаток, выглядящих вполне жилыми, мы добираемся до развилки. На пересечении дорог стоит неприметного цвета автобусик, возле которого хмуро прохаживаются стражи порядка, на всякий случай провожая посетителей напутственным серьезным взглядом. Спустившись с горки, мы наконец-то попадаем на место событий. Дорога от входа до праздничной поляны занимает минут 20.


ГАДАНИЯ НА ВЕНКАХ, ПАДЕНИЯ В КОСТЕР И ПУСКАНИЕ ОГНЕННЫХ КОЛЕЦ


В Музее существует замечательная традиция: каждый год празднование Ивана Купала проходит по обычаям, принятым в какой-то из областей нашей страны. С одной стороны, это гарантирует неповторимость праздника, а с другой -- подчеркивает уникальность каждого уголка Украины. В этом году Купалу здесь праздновали, как заведено на Подолье. Традиционно считается, что в его состав входят Тернопольская, Хмельницкая и Винницкая области.


Основную часть праздничной массовки составляли школьники и студенты. Оно и понятно, каникулы. Но организаторы почему-то этого не учли и, на мой взгляд, сильно затянули действие. Ну покажите мне подростка, который в течении двух часов будет спокойно стоять на месте и внимательно слушать хор бабушек, поющий народные песни! В результате молодежь поразбредалась по окрестностям. Люди постарше тоже заметно приуныли. Спасли ситуацию, как ни странно, фотокорреспонденты, снимавшие все происходящее. Их дружное возмущение по поводу уходящего света, подтолкнуло явно забуксовавший праздник.


Одним из самых красивых моментов был обряд девичьего гадания на воде. По вечерней речной глади тихо скользят разноцветные венки с горящими свечками, с берега за ними внимательно наблюдают загадавшие имя суженого девушки. И несмотря на то, что все это было в общем-то спектаклем, волнение на их лицах было неподдельным.


Ближе к сумеркам, когда началась самая эффектная, огненная, часть праздника, начали подтягиваться те, кто не поленился приехать после работы. Когда вспыхнул купальский огонь, окружающие тревожно зашептались -- как прыгать-то? Пламя стоит в человеческий рост! Но костровые, роль которых выполняли сотрудники музея, свое дело знали крепко. Минут через двадцать бревна прогорели и получился вполне преодолимый костер.


Как выяснилось, при его сооружении должна соблюдаться одна хитрость: дрова складываются шалашиком и поджигаются изнутри. Когда середина прогорает, шалаш обрушивается, и в центре получается своеобразная дырка с достаточно низкой температурой.


Правда, даже умело сложенный костер не гарантирует отсутствие неприятностей. Решившая "тряхнуть стариной" бабушка угодила ногой в пламя и сильно обожглась, а буквально рухнувшую в костер всей массой женщину пришлось доставать. Ее от серьезных повреждений спасли существенно прогоревшие плотные брюки и куртка. Притихшая было молодежь, через мгновение снова ринулась прыгать.


Не менее красочным был и обряд пускания огненных колец. В сумерках два пылающих колеса, катящиеся с горки в воду, смотрелись впечатляюще. Правда, наткнувшись на камень, одно из них изменило свой путь и вместо озера угодило в толпу зрителей. На этот раз никто не пострадал, но впечатление было сильным.


ПИКНИК НА ЛУЖАЙКЕ


В перерывах между пусканием венков и прыжками через костер народ распаковывал с трудом донесенные сумки и на травке организовывал застолье. Хотя точек общепита поблизости было достаточно -- работало несколько палаток с пивом и напитками, жарились шашлыки -- цены мало кого радовали. Они были тоже праздничные: в два-три раза выше, чем в городе. Расположенные вдоль дороги шинки тоже не впечатляли доступностью -- стоимость блюд рассчитана в основном на иностранных туристов. А потому люди обходились своим.


"Официальная" часть закончилась часам к одиннадцати вечера, но народ и не думал расходиться и продолжал бурно праздновать. Нашлись самодеятельные танцоры, лихо отплясывавшие гопака под аккомпанемент уже истинно народного хора.


К выходу потянулись уже после полуночи, медленно и неохотно, останавливаясь и заводя в очередной раз:"Ой, на гори, два дубки...". Да уж, вырваться из чарующих объятий купальской ночи было, ой, как нелегко...


СПРАВКА: Музей народной архитектуры и быта представляет собой архитектурно -- ландшафтный комплекс под открытым небом всех историко - этнографических районов Украины. Музей основан в поселке Пирогово на окраине Киева в 1969 году. На площади более 150 гектар разместились почти триста экспонатов архитектуры.Экспонаты, представленные в музее, знакомят посетителей с архитектурой украинских сел, крестьянским бытом и народным творчеством украинцев. Большинство построек -- подлинники, перевезенные в музей и затем отреставрированные. Жилые дома, деревянные церкви, амбары, гумна, колодцы, водяные и воздушные мельницы; крестьянская утварь, одежда, обувь и посуда. Самые древние из предметов датируются 16-17 вв.


СПРАВКА: Еще в дохристианские времена славяне отмечали сегодня праздник Купайла, то есть Солнца. На Купалу кончается весна и начинается лето. Древнерусские летописи упоминают о нем уже в XII веке, хотя есть сведения, что корни его уходят еще глубже. У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил Иоанн Креститель, чье рождество праздновалось 24 июня.