4 сентября 1740 года новопостроенные пакетботы "Святой Петр" под командованием Витуса Ионассена Беринга и "Святой Павел" под командованием Алексея Ильича Чирикова покинули Охотск и взяли курс на Камчатку. На каждом пакетботе, как принято, были иконы: на пакетботе "Святой Петр" - святого Петра, на пакетботе "Святой Павел" - соответственно святого Павла.
...В начале ХХ века в Авачинскую губу зашел пароход "Шилка". На нем был М. С. Латернер, гидрограф. Он оставил интересные записки, которые были тогда же изданы. Вот небольшое извлечение из его труда:
"В зимней церкви обращают на себя внимание два образа: св. Петра и Казанской Божьей Матери... Оба образа - в серебряных ризах. Первый, размером 60 на 91 см, значительно старее второго и, как гласит надпись: "Обложением украшен тщанием и по обещанию флота лейтенанта Дмитрия Овцина и всех служителей, спасшихся с пустого острова и достигших Камчатского берега в 1742 году, августа месяца". Надпись вырезана по-славянски внизу оклада, перевод ее на гражданский язык написан чернилом на задней стороне. Риза на образе со многими заплатами. По уверению диакона, образ испорчен англо-французами в 1854 г., которые тогда же увезли с собой совершенно такой же образ св. Павла. Образ св. Петра - остаток второй экспедиции Беринга, с его разбившегося корабля. По словам Г.Т. Подпругина, несколько лет назад, покойный ныне Гребницкий чуть-чуть не уговорил общество г. Петропавловска уступить этот образ за 300 р. селу Никольскому на о-ве Беринга, но Подпругин протестовал, говоря: "...продали Христа, а мы продадим его Апостола", и образ остался там, куда был привезен лейтенантом Овцыным...". Однако у протоирея Прокопия Громова, служившего на Камчатке с 1834 по 1846 год, в его книге "Историко-статистическое описание камчатских церквей" 1857 года издания приводится надпись на этой иконе, немного отличающаяся от Латернера, вот она: "Сей святой образ обложением украсися тщанием и по обещанию флота лейтенанта Дмитрия Овцына и всех служителей, спасшихся с пустова острова и достигших камчатский берег на Гукоре св. Петра в 1742 году в августе месяце". Икону с образом святого Павла англо-французы похитили не в 1854, а в 1855 году, когда вторично вернулись в Петропавловск. Порт к этому времени был ранней весной эвакуирован в Николаевск. Юлия Завойко, жена губернатора Камчатки Василия Степановича Завойко, писала в "Воспоминаниях о Камчатке и Амуре (1854-1855): "Даже нашей маленькой, ветхой церкви не оказали должного уважения, которым всякий христианин обязан храму Божьему; и на ней остались следы их прикосновения".
Русское поселение всегда начиналось с церкви. К приходу пакетботов в Авачинскую губу русские нового городка молились в неприхотливой церкви, которая была обтянута парусиной. В эту церковь, как сообщает Громов, "Беринг, с согласия своих офицеров, предложил Чирикову пожертвовать сюда свою походную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. В то же время усердием экспедиции парусинную палатку над церковью заменило деревянное... здание". (Заметьте, лютеранин Беринг предлагает православному Чирикову сделать пожертвование в православную церковь, сам он этого не делает... Лютеране, а их было немало в экспедиции, делали вклад в свою церковь, которая была в Выборге.) Недаром Громов в своем "Слове в день первоверховных апостолов Петра и Павла", произнесенном в Камчатском Петропавловском соборе в 1835 году, воздает должное Алексею Ильичу Чирикову: "...приснопамятный Чириков подарил месту (Петропавловской гавани. - Е.Г.) походный свой храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы". Капитан Алексей Ильич Чириков положил начало русскому православному храму в гавани святых апостолов Петра и Павла.
А выбрал место для поселения и строил его замечательный штурман Иван Елагин: он по приказу Беринга отправился "...от Большей реки на боту майя 16 дня того ж 740 году к Овачинской губе и прибыл в тое губу июня 10 числа благополучно, при которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента...", всего семнадцать строений, о чем свидетельствует карта Авачинской губы и Петропавловской гавани, составленная Иваном Елагиным и перерисованная Свеном Вакселем для своей рукописи, которая была впервые опубликована лишь в 1940 году, в 200-сотую годовщину Петропавловска-Камчатского "Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга". На этом плане хорошо видна палаточная церковь, поставленная (согласно карте), с большой долей вероятности, или на месте нынешнего ГУМа, или левого крыла бывшего обкома партии. Витус Беринг довольно прозаично и как бы вскользь лишь в самом конце своего рапорта в Сенат от 22 апреля 1741 года написал: "А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весма способна, и для того и прибыли во оную гавонь в двух пакет-ботах со всею командою тогож 1740 году октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавонь названа нами святых апостол Петра и Павла". Беринга всегда отличало уважительное отношение к своим подчиненным, поэтому он и написал "названа нами". Подтверждает это и Свен Ваксель: "...6 октября 1740 года удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое мы назвали Петропавловским портом...".
Историк Борис Петрович Полевой как-то в разговоре со мной заметил: "Спусти Беринг свои пакетботы в другой церковный праздник, и город имел бы совсем иное имя". Но судьба распорядилась разумно: иного имени для города мы и не представляем и любим его именно таким.
На фото: памятник капитан-командору
А.И. Чирикову (скульптор П.Г. Ощепков),
образ святого апостола Петра.