Рисую образ друга
Все «иное» обычно влечет, вызывает интерес, настораживает, притягивает или отталкивает: иностранцы, иноверцы, инопланетяне... Однако к иностранцам уже привыкли, не будоражат и нацеленные в глубь вселенной телескопы; НЛО оказываются обломками сгоревших спутников и ракет, а сообщениям с Венеры или Марса не хватает фантастической дерзости.
Зато все с большим вниманием всматриваюсь в знакомую молочницу Азизу. Имя-то какое! В переводе с крымскотатарского - Святая. Значит, и у мусульман есть святые... Хотя Азиза свята лишь тем, что у нее, такой молодой, уже трое детей, и будут еще. Она знает все наши праздники и никогда не забывает поздравлять с ними. Чтобы не оплошать, и я слежу за их торжествами.
«Наши», «их»... Неужели нас разделяет вера? Новый год празднуем вместе, а Пасху и Курбанбай-рам отдельно. И все же Азиза - моя планетянка, ее народ - сосед моему народу. А соседи обычно знают друг о друге все. Мне нравятся песни и танцы крымских татар. Нравится, что они редко отдают своих стариков в богадельни и психушки. Нравится, что среди их женщин почти не встретишь курящих и пьющих, что они сначала рожают, а уж потом обзаводятся машинами.
Но что мне известно о вере Азизы? То, что у мусульман тоже есть молитвы и посты, а правила шариата для них не менее (а может, и более) важны, чем законы Конституции; что мусульманами были царь врачей Ибн-Сина (Авиценна), алхимик Гебер, поэт Омар Хайям.Знаю, что мусульманский молитвенный призыв: «Аллах акбар!» означает «Бог велик!». Но почему так грозно его скандируют с телеэкранов боевики-террористы, ведь муфтият - не военная организация?
Ваххабиты, джихад, шииты, сунниты... Слишком часто мелькают эти слова в прессе и звучат в эфире. Но я не спрашиваю о них у Азизы. Она (впрочем, как и я) не разбирается в политических играх; живет в селе, растит с мужем детей, содержит корову и огород с теп-лицеи. Спросите ее, о чем мечтает - о национальной республике или о том, чтобы дети выросли здоровыми, чтобы им не пришлось брать в руки автомат? И Азиза ответит: конечно же, о счастье детей некогда читать газеты, но до нее доходят слухи, которым она не верит: якобы дети ее будут счастливы именно в национальной республике. Азиза уверена - все в руках Аллаха. И удивляется, как этого не понимают политики. Кто в Крыму крушит памятники христианской и мусульманской культур? Конечно, это делают атеисты, убеждена Азиза, ибо у человека, преданного Всевышнему, рука не поднимется осквернить святыню любого народа.
Когда выдается редкая свободная минута, Азиза заглядывает в Коран.
***
Созвучия
Чтение Корана - занятие не из легких даже для мусульман. А уж если ты православный, одно неловкое движение - неправильно понятый аят (стих) или вся сура (глава) - и вот уже камнепад, обвал, лавина недоумений, а то и досады... И тут важно терпение и стремление разобраться хотя бы в главном.
Как при чтении Библии, замечаешь - ум, развращенный мирской информацией, никак не насыщается, сколько ни читай. Потому что в священных книгах информация особенная, адресованная не голове, а сердцу или даже какому-то иному, неведомому сверхоргану. Коран - религиозно-законодательная книга. Мудро и сложно она отвечает на вопросы, что есть человек, что для него добро, а что зло, в чем смысл его жизни, как обрести спасение. Это прямая речь Бога (Аллаха), переданная людям в VII в. через пророка Магомета (Мухаммеда), уединенного в пещере недалеко от Мекки (запад Аравийского полуострова). Это Священное писание мусульман, запись пророческих откровений, произнесенных Магометом и запечатленных его близкими на арабском языке. Кроме того, есть еще Сунна - Священное предание ислама в виде сборника обычаев, традиций, обрядов.
Спрашиваю Азизу:
- Веришь в Страшный суд?
- Да,- кивает она.
- А в воскрешение?
- Верю.
- И то, что Бог один? Но мы, христиане, тоже верим во все это!
Азиза как-то совсем по-детски радостно удивляется такому открытию.
Листая Коран, удивляюсь и я. Один из главных догматов ислама, его «символ веры», совпадает с христианским: «Бог есть един», то есть Бог понимается как бесконечное личностное начало. Второй тезис - «Магомет пророк Его».
Согласно Корану, человек – творение Бога и потому зависти от Него: «Он дал вам образ и прекрасно устроил ваши образы» (Коран, 64:3). Знакомо, не правда ли? Только в христианстве человек, кроме этого - образ и подобие Божье.
Перед Божьим законом все равны. Отсюда в обеих религиях очень остро чувство социальной справедливости.
В переводе с арабского слово «ислам» означает - полнейшая преданность воле Аллаха. Тут много созвучного Ветхому Завету и Евангелию, то есть по сути иудаизму и христианству. Ислам - последняя мировая религия, самая молодая, исповедующая, что каждый человек рождается мусульманином (верующим в Бога), а иудеем или христианином его делают родители.
***
Начальник жизни у нас один
Наверное, слишком громко сказано, что в Крыму сегодня встретились две цивилизации. Мы, нынешние жители Крыма, по сути из общего, советско-атеистического «котла». С крымскими татарами у нас сегодня не только одно информационно-культурное пространство, но и возвращаемые после семидесятилетнего царства атеизма духовные ценности. Несмотря на ряд противоречий в наших религиях, нет у нас причин противостоять друг другу.
В конце XIX века великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский в статье с многозначительным названием «Русское мусульманство» писал: «Хотя мусульмане и лишены высокой европейской культуры, как силы самосохранения, но они в своей религии и проистекающем из нее общественном быте имеют весьма крепкую, почти непреоборимую силу сопротивления всяким чуждым влияниям, во вред своей национальной индивидуальности. Обыкновенно интерес, выгода - стимул действий человека, но и они бессильны нередко перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке или содержащего дом терпимости».
Увы, пришли иные времена, мусульмане теперь разные. И все же ученые, богословы полагают, что ценности ислама отличаются от ценностей православия гораздо в меньшей степени, чем от ценностей Запада. Если в европейской цивилизации превалирует ориентация на материальный успех собственника, то на Востоке, где особенно широко распространен ислам, преобладают духовно-религиозные и этические ценности.
Спрашиваю у Азизы:
- Ты согласна с тем, что Начальник жизни у нас один?
- Да, - без сомнения кивает она. – Только мы его зовем Аллахом.
***
Различия - не повод для вражды
Закрывать глаза на расхождения между исламом и христианством, конечно, не стоит. Кое в чем они вопиющи. Но держать в поле зрения лишь различия, несовременно и опасно. Эти две религии вначале сильно противостояли друг другу. Затем был период мирного сосуществования, попытки перейти к диалогу. Особенно жаркие полемики разгорались по поводу различия между учением и жизнью их основателей - Иисуса и Магомета. Христианские богословы доказывали несообразность мусульманской точки зрения на то, что Коран является непосредственным словом Бога. Остро критиковали семейное право (законы о браке и половой жизни), взгляды на «священную войну» против неверных, на рабство и материалистические представления о загробной жизни с сексуальными и гастрономическими наслаждениями. Мусульмане же никак не могли примириться с тем, что единый Бог предстает в виде Троицы, Христос для них такой же пророк, как Магомет.
Но сам факт существования диалога, который ведется и по сей день, свидетельствует о том, что у этих двух религий есть общая смысловая основа. Трудно вообразить диалог между христианством и, скажем, буддизмом - настолько они различны. И какое же замечательное изречение по этому поводу встречается в Коране: «...Ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, кто говорили: «Мы - христиане!». Это потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся» (Коран, 5: 85(82).
Развитие общества сегодня на такой стадии, когда вряд ли из-за расхождений в догматах у верующих возникает необходимость вступать в серьезные конфликты. Это происходит лишь в тех случаях, когда вмешивается чья-то посторонняя атеистическая или лжерелигиозная воля. Тогда и появляются горящие Сербия, Чечня... К сожалению, социальные, экономические, политические проблемы сильные мира сего ловко научились решать под национальными и религиозными знаменами.
Почему слияние веры с наукой, веры с социальным устройством (Ирак, Иран) должны притягивать к себе танки и ракеты политических антихристов? Кому-то хочется жить в пустыне, кому-то в лесу, кому-то в небоскребе. Кто-то встречает утро молитвой, а кто-то опохмелкой. Один другому не мешает. Почему запреты на ростовщичество, азартные игры, проституцию должны кого-то раздражать, если эти запреты не что иное, как строгие правила шариата?
Очень хочется кому-то, используя национальное и религиозное разнообразие, превратить и наш полуостров в «горячую точку». Поэтому немалая ответственность за спокойствие в Крыму лежит на христианах и мусульманах.
Построим Дом Мудрости
- А знаешь, - говорит Азиза,- когда мой дядя Сейтумер заболел, он пошел в ваш собор к мощам святителя Луки и попросил у него здоровья. Правда, молиться по-вашему дядя не умеет, но Лука все равно помогает ему.
От такого сообщения прихожу в восторг и припоминаю факты, часто упоминаемые экскурсоводами: есть свидетельства, что мусульмане перед походами молились в Успенском монастыре, прося заступничества у Майрам Анаи (Матери Марии, Богородицы). Позже, возвратившись, на весь год одаривали свечами христианский монастырь. А хан Гирей в период жесткого противостояния двух религий распорядился назначить греческого иерея нести службу для пяти (!?) оставшихся в Успенском монастыре христиан.
IX век, Багдад. Иудеи, христиане, мусульмане, зороастриицы, индуисты гармонично сотрудничают в Доме Мудрости, занимаясь наукой, проясняющей загадки Божьего творения.
Нам бы внимательнее и более чутко вглядываться друг в друга. И тогда, не предавая своей веры, можно с любым иноверцем найти общий язык, тем более с близкими по любви.
***
фото: