Восточное
Поезд N 701 сообщением Хабаровск -Комсомольск-на-Амуре - Тында (такой маршрут пока еще в постоянном пассажирском расписании ДВЖД не значится) отчаливал от перрона обновленного красавца вокзала в Хабаровске незадолго до полуночи. Начальник службы управления персоналом Дальневосточной дороги Валерий Тюленев стал знакомить нас с населением эстафетного состава:
- Каждый участок "Восточного плеча" магистрали представлен в нашем поезде: делегации Хабаровского и Комсомольского отделений дороги, воины-железнодорожники. Это золотые кадры, которые проходили свое становление на БАМе. И, конечно же, представители нашей дальневосточной науки, которые помогали решать нестандартные проблемы.
На вопрос, кто из ветеранов самый заслуженный, он ответил: "Все!" А ведь прав Валерий Николаевич. Их были сотни - тех, кого не испугали лишения таежной неустроенности. Они плечом к плечу раздвигали тайгу и поровну разделили победу.
Начинался великий поход со станции Постышево. Именно здесь в марте 1975 года высадились воины 7-й бригады Железнодорожных войск под командованием Григория Когатько - чтобы начать прокладку Восточного участка БАМа. Так и началась встреча с юностью для ветеранов Железнодорожных войск, приехавших эстафетным поездом. Теперь они - кто в гражданской одежде, кто в парадных мундирах, украшенных наградами, - с видом торжественным и немного грустными глазами подолгу стоят у окон вагонов.
В Уркальту, куда эстафетный 701-й прибыл под вечер, после короткого митинга в ночное уже небо взметнулось пламя бамовского костра. Пожилые степенные люди принялись перемалывать ногами гравий импровизированной танцплощадки.
Среди танцующих выделялась фигура в сигнальном дорожном жилете. Хозяина оранжевого одеяния звали Николаем Никитиным. Он приехал на БАМ из Рязани строить дорогу. А строить довелось в основном мосты. Много строить, потому что рек, речек и речушек в этих местах в изобилии.
С эстафетным поездом приехали его старые друзья, которые и сейчас строят мосты. В том числе и на реконструкции Сахалинской железной дороги. А Николая привязали к бамовской земле четверо родившихся здесь детей. Все выросли и пошли по стопам отца. А отец и по сей день ходит вдоль дороги, которую строил, и следит, чтобы путь и мосты были безукоризненны, как при их открытии.
В свете костра белело "серебряное" звено и читалась надпись на памятной доске: "30.06.1979 г. воинами-железнодорожниками уложено последнее звено главного рельсового пути участка Ургал - Дуки. Открыто сквозное рабочее движение поездов на Восточном участке БАМа, проходящем по территории Хабаровского края".
Разъезд Дуссе-Алинь встретил поезд новым крестом. Освященный Православной церковью, он встал на месте скорбном. Здесь, у Восточного портала одноименного тоннеля, находится массовое захоронение 30-х годов прошлого века, тех, кто вложил в этот тоннель не только душу, но и саму жизнь. Да, были в летописи БАМа не только победные страницы...
Новый Ургал по праву называют одним из главных транспортных узлов. Поселок, построенный посланцами Украины, выглядит уютным и ухоженным. Восемь тысяч жителей любят и лелеют его. И верят, что быть ему не только крупнейшим узлом БАМа, но и одним из крупнейших городов магистрали.
С чем, правда, едва ли согласятся февральцы - народ решительный и твердый, как вечная мерзлота, на которой город стоит. Когда в апреле 1975 года первые строители приступили в районе Февральска к прокладке полотна будущей дороги, мерзлота эта поставила массу проблем совершенно новых. К разработке новых уникальных технологий подключились ученые ХабИИЖТа (сегодня ДВГУПС). 60 процентов территории магистрали пролегают по вечной мерзлоте, которая и после окончания строительства преподносит неприятные сюрпризы. В Тынде организована уникальная мерзлотная лаборатория. Уже ее разработками воспользовались строители дорог на Аляске, в Северной Европе и высокогорном Китае. Так что БАМ - это не только будущее России, но и уникальный научно-технический центр мирового уровня.
Когда знакомишься с итогами труда людей 70-х годов, с потенциалом созданного ими комплекса, даже мысль о том, что БАМ
- это "дорога в никуда", звучит просто дико. И нагло, как посягательство на достойное будущее детей БАМа. Их здесь очень много
- в каждом городе и поселке. Будет ли у этих ребят, распахнутыми глазами глядящих на тех, кого раньше видели только на экранах телевизоров, на фотографиях в газетах, своя стройка века? Наверняка будет. Их БАМ еще впереди.
Андрей ЯКИМОВ.
***
Западное
...Эстафетный поезд Иркутск - Тында минут за двадцать миновал Северо-Муйский тоннель и движется по широкой долине реки, слегка извиваясь у отрогов гор и чуть замедляя скорость перед мостами через многочисленные притоки Муи. Машинист из Северобайкальска Юрий Гвоздиковский удерживает среднюю скорость 80 километров в час. Позади два дня пути с остановками на известных всей стране бамовских станциях.
Начиная с Тайшета, символических ворот БАМа, и далее по станциям Лена, Звездная, Ния, Киренга, Улькан, Северобайкальск, Новый Уоян праздничный состав с почетными пассажирами встречали главы администраций и жители одноименных городов и поселков, железнодорожники и транспортные строители.
Мы наблюдали, как весь Западный БАМ всколыхнулся в большом празднике, как люди радуются тому, что, несмотря на затянувшееся ожидание освоения лесных и подземных богатств прилегающих к БАМу территорий, северная трасса живет и надеется. На торжественных митингах об этом взволнованно говорили многие участники стройки века - и те, кто едет почетным пассажиром, и те, кто встречает эстафетный поезд по трассе. Внимание государства к юбилею вселяет оптимизм.
Как с уверенностью сказал нам Герой Труда командир первого Всесоюзного комсомольско-молодежного отряда Виктор Лакомов, северной магистрали дадут возможность работать "на полную катушку": "Чтоб не пять поездов ходило в сутки, а двадцать и больше. Для того мы эту дорогу и строили".
Иван Панчуков удостоен Золотой Звезды за умелую организацию строительства трассы от самых первых дней и до стыковки. Он принял первую волну строителей: к нему в Усть-Кут, на станцию Лена съезжались отряды со всего Советского Союза. Желающие принять участие в комсомольской стройке, по его словам, шли лавиной отовсюду.
"Народ жаждал работать, - рассказывает он. - И работали ударно, азартно. Например, после сообщения по радио и в газетах о том, что экскаваторный комплекс Монахова и Кубрака отгружает грунта почти вдвое выше нормы, во всех мехколоннах началось движение увеличить выработку вдвое. А отсыпку вели, "убегая" от путеукладчика. Те со своими рельсошпальными решетками наступали буквально на пятки. И мостовики по-своему отличались - сокращали время установки металлических пролетов мостов вдвое и втрое. И в целом дорогу построили хорошую, мощную, надежную в эксплуатации".
В Окусикане, где поезд тоже останавливался на митинг, у Восточного портала Северо-Муйского тоннеля совсем недавно воздвигнут монумент в честь тоннелестроителей. Железнодорожники, совсем недавно принявшие тоннель в эксплуатацию, выразили уверенность, что тоннель послужит не одно столетие, как, впрочем, и весь железнодорожный путь от Байкала до Амура.
Таксимо. Здесь к участникам праздничной эстафеты присоединился Александр Тишанин, начальник Восточно-Сибирской железной дороги, в состав которой входит Западный участок БАМа. Он вручил награды от имени президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева наиболее отличившимся труженикам.
В Куанде, где состоялась "золотая стыковка" и где установлен главный монумент БАМа, мы едва пробились к Григорию Николаевичу Загороднему, начальнику двух строительно-монтажных поездов еще при сооружении дороги Абакан - Тайшет! Его постоянно окружали старые знакомые. Сам Феликс Ходарковский, бывший управляющий генподрядным на Бурятском участке трестом "Нижнеангарсктрансстрой" и руководитель первого бамовского десанта в Звездный, считает его своим наставником и учителем еще с "абаканской" трассы. Григорий Николаевич, несмотря на преклонный возраст, не сидит дома, он уже пять лет курирует работу строительных подразделений на сооружении подъездного пути к Чинейскому месторождению полиметаллов.
- Когда повезем по БАМу чинейскую руду? - интересуемся у ветерана.
- В, июле - августе должны пойти первые составы. Но часть горного пути руду собираются возить к вагонам на самосвалах, -не скрывает своего нетерпения Загородний. - А чтобы восстановить весь путь, который за время простоя подзасыпало, надо убрать 200 - 300 тысяч кубометров горной массы.
А в 14-м вагоне нас ждала еще одна интересная встреча. Там разгорелся жаркий спор. Комиссар отряда "Иркутский комсомолец", который высадился в Магистральном в июне 1974 года, Иван Киселев, боец этого отряда Юрий Ремпель, до сих пор работающий сварщиком в СМП-391 треста "Ленабамстрой", и два ветерана БАМа журналисты Петр Лосев и Владимир Чемоданов спорили о том, в каком из пионерных поселков -Звездном или Магистральном - сыграли первые свадьбы и родились первые дети... Выходило, что ребята из Звездного, бойцы ударного отряда имени XVII съезда комсомола, все же немного опередили иркутян.
Теплые встречи, взволнованные разговоры друзей в пути следования необычного поезда. И вот мы в Новой Чаре, откуда тянутся рельсы к Чинейскому и Удоканскому месторождениям меди и полиметаллов. Торжественные речи, стихи и песни о БАМе и бамовцах звучали на каждой станции, где останавливался наш пассажирский состав за эти два дня пути. Концерты, звучала музыка. Почетные пассажиры пускались в пляс или кружили парами под "Бамовский вальс" вместе со встречающими их жителями поселков Байкало-Амурской. "Там, где проходит строитель, там появляется житель" -кто-то произнес эту фразу на одном из митингов под одобрительные аплодисменты. Действительно, на БАМе стало появляться больше детей. А это значит, на БАМе потеплело, потому что на холодной и пустой земле дети не рождаются.
***
Специальные корреспонденты "Гудка" ведут репортаж из двух поездов, направляющихся один с востока, другой с запада навстречу друг другу, в столицу Байкало-Амурской магистрали город Тынду. Там почетные гости, ветераны БАМа - изыскатели, проектировщики, строители, эксплуатационники - встретились вчера на торжествах, посвященных юбилею - 30-летию начала "Стройки века".Фото:
- Пройдут годы, десятилетия, но не забудется подвиг создателей Второго Транссиба.
- Они заслужили этот праздник.
- Паровоз-монумент - дань памяти довоенным строителям железной дороги.
- Дело было правое, и мы победили.