Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери встречал в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, напомнивший слова из древнего молитвословия Тихвинской иконе: "Юже великая Россия, яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприимши". За первую ночь пребывания чудотворного образа на московской земле ему поклонились более двадцати пяти тысяч человек. Люди идут к святыне днем и ночью. 27 июня у Казанского собора на Красной площади состоится прощальный молебен. Икона отправится в Санкт-Петербург. А потом в Тихвинский монастырь.
Негасимая лампада
Существует предание, что Тихвинская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Посмотрев на икону, Божия Матерь сказала:
- С этим образом - благодать Моя и сила.
Евангелист Лука передал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Святых Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. После кончины Феофила икону перенесли в Иерусалим.
В V веке императрица Евдокия перенесла этот образ из Иерусалима в Константинополь. Здесь для иконы была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий - хранилище главных святынь Византийской империи.
В VIII веке, спасая икону от еретиков-иконоборцев, ее перенесли в Пантократскую обитель и замуровали здесь в стене вместе с горящей перед иконой лампадой.
Через шестьдесят лет, когда опасность миновала и тайник раскрыли, лампада продолжала гореть перед образом, как будто и не было страшных десятилетий иконоборческой ереси.
Монастырь на Дымском озере
А восемь столетий назад пришел на берег овального, как пасхальное яйцо, Дымского озера ученик преподобного Варлаама Хутынского - Антоний, первый великий молитвенник в здешних местах. Предание утверждает, что святой отыскал в озере камень, возвышающийся на несколько вершков над водой, и ежедневно, стоя посреди воды, молился здесь.
Никакой внешней связи между молитвенным стоянием посреди озерной воды святого Антония Дымского и явлением над водами Ладоги Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери не существует. И вместе с тем духовная связь этих событий очевидна.
Поразительно, но молитва преподобного Антония не воспринималась только как его частное дело. Когда вокруг кельи преподобного отшельника начала собираться братия, с общего согласия решено было письменно просить великого князя Александра Ярославича Невского, чтобы он пожаловал грамоту на создание монастыря.
Святой благоверный князь Александр Невский дал такую грамоту и тем самым благословил молитвенный труд преподобного и его учеников. Тогда и был устроен на Дымском озере монастырь.
Всего пятнадцать верст разделяют обитель, основанную святым Антонием Дымским, и монастырь, где находилась Чудотворная икона Божией Матери. Богомольцы, совершавшие паломничество в Тихвинский монастырь, предварительно заходили в Дымскую обитель.
- Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не принимает, - говорили они.
Успенский собор был закрыт в 1926 году. И началось для Тихвинской иконы великое кочевье, закончившееся в Америке.
Знамение
23 апреля 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн подписал Устав и дал благословение на оформление документов для возобновления Тихвинского монастыря... Возрождение Дымской обители началось чуть раньше.
Священник церкви Петра и Павла из села Сомино Геннадий Беловолов впервые приехал на Дымское озеро в октябре 1993 года.
"Когда мы вышли на берег, - рассказывал он, - стало понятно, что никогда мы не сможем сами найти камень, на котором совершал свой молитвенный подвиг святой Антоний. Просто нереально сделать это на таком большом озере... И вот тогда и случилось знамение. Мы вдруг увидели плывущего по воде лебедя. Он и привел нас к камню. Невеликий, всего метра три в поперечнике, совершенно плоский, на сантиметр выступающий из воды. И вот что еще удивляет... Мне много раз потом приходилось бывать на Дымском озере, но лебедей здесь я больше ни разу не видел"...
В 1994 году возле камня установили крест. Крест от монастыря к озеру несли той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный крестный ход. Этот крест и стал первой святыней возрожденного монастыря.
30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был возобновлен как скит Тихвинского монастыря.
В мае 2001 года новый настоятель монастыря игумен Евфимий (Шашорин) подал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру прошение благословить проведение археологических исследований на территории Антониево-Дымского монастыря.
Благословение было получено, и вскоре начались работы. Руководствовались приглашенные археологи планом XVI века, на котором было обозначено место раки с мощами преподобного Антония Дымского в монастырском храме Казанской иконы Божией Матери.
Мощи были перенесены в Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, где они почивают сейчас в деревянной раке.
В родную обитель
9 июля 1997 года в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Новый настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий (Шашорин) молод, ему нет еще и тридцати лет.В юности занимался спортом, плавал за сборную Азербайджана, потом учился в Ростове-на-Дону. Там и произошло его обращение. Евгений - мирское имя отца Евфимия - решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Было ему тогда всего двадцать. Благословение на постриг дал старец Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой лавры.
Чуть больше десяти лет длится монашество отца Евфимия, но это треть его жизни, за спиною молодого игумена - основанный по благословению митрополита Владимира Старочеркасский Донской монастырь. Затем был создан Иоанно-Богословский монастырь на озере Череменец, после этого последовало назначение в Тихвин.
Еще весной 2003 года было выработано окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель, а 9 января 2004 года Тихвинский Успенский монастырь посетила делегация Православной церкви в Америке.
За год до возвращения иконы, на Праздник Успения Пресвятой Богородицы 2003 года, вернулись в Тихвинский монастырь створки с чудотворной иконы. Они считались утерянными и нашлись в Троицком соборе Пскова, куда попали вместе с иконой еще в годы войны.
Санкт-Петербург.