К РЫТЬЮ КОЛОДЦА НЕ ДОПУСКАЛИСЬ ЛЮДИ С ХУДЫМИ ПОМЫСЛАМИ ИЛИ С НЕЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ
Всем известно, что одинаковых явлений в жизни мало, можно сказать, совсем нет. Слова древнего философа про реку, в которую нельзя дважды шагнуть, как нельзя кстати относятся к нашему бытию: каждая минута, каждый час, каждый день - все индивидуально и неповторимо.
И вот на дворе 21 июня - как будто обычный день: утро, день, вечер, люди трудятся, отдыхают, у всех свои заботы, тяготы. Кто-то выполняет намеченные планы, кто-то просто так живет, как получится, но каждому свое - время такое. Самое лучшее средство от тоски в это время - воспоминания (приятные, конечно). Так, сядут бабушка с дедушкой вечерком на лавочку и давай вспоминать, про житье-бытье внукам рассказывать, а те слушают...
"День сегодня не простой - Федором Стратилатом названный. Так звали греческого христианина, жил он давно - в IV веке, был обычным человеком, только в Бога сильно веровал. На город, в котором Федор жил, однажды напал огромный змей, так Федор не испугался и победил его. После этого подвига ему предложили место военачальника, или, как еще говорили, стратилата. Думал-думал герой да согласился. Заняв большой пост, Федор начал борьбу с язычеством, разрушил статуи богов и начал проповедовать христианство. За такое непослушание и самовольничество его подвергли пыткам и в конце концов распяли. Но случилось чудо: Бог спас мученика, Федор исцелился от ран и сошел с креста, прославляя Господа. Федору Стратилату приписывают чудеса, которые видели сами люди.Он исцелял больных, открывал тюремные засовы, освобождая верующих. Такой вот святой был.
В народе Федора, конечно, знают, но называют иногда по-своему - "Колодезником". Странное прозвище, но вполне оправданное. В этот день - так завелось - принято было рыть колодцы. Почему именно на Федора, я не знаю, говорят, что именно в этот день вода под землей очень чистая и от лихого глаза помогает. Ну, рыть колодец очень непросто. Во-первых, надо найти место, где бьет подземный родник, а это на нашей земле очень трудно. Во-вторых, нужно раскопать огромную яму, чтоб добраться до этого родника, а вода в земле ледяная - заболеть можно. В-третьих, чтоб яма не осыпалась, надо сруб поставить - поди-ка под землей построй "домик"! Одним словом, для такого дела умельцы нужны. Колодцев в деревне не так много (не в каждом дворе), потому работа коллективная. Знающие люди накануне Федорова дня находят место, где предполагают рыть колодец, и на ночь кладут на него сковородку. Сковородку, конечно, надо заговорить: "Покажи нам, источник есть а ль нет?"
На утро Федорова дня, когда солнце еще не успеет осветить землю, умельцы бегут проверять сковородку. Если ее поверхность покрыта влагой, значит, место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу. Если же сковорода оказывалась сухой, без признаков воды, то в этом случае делали вывод: водной жилы здесь нет.
Колодцы могли стоять веками, пока родник бил, поэтому строительство их было делом почетным. Не каждый мог поучаствовать в строительстве колодца, а только благородные, добрые, справедливые люди, зрелые и мудрые допускались к этой работе. Вода ведь общая, пить ее будут все, и если хоть один из рабочих будет не с чистым сердцем или с худыми помыслами, то информация ("энергетика", как сейчас модно говорить) будет плохая..."
"Ты, бабка, другое расскажи: как навоз в этот день на поля вывозила - это поинтересней будет!" - в разговор вмешался дед. "Смейся-смейся - на твоей телеге-то возила! А ты рядышком шагал, глазами мне подмигивал..."
Так, слово за слово, и следующий рассказ пошел, с шутками, прибаутками и веселым смехом. Действительно, в сельскохозяйственном календаре со дня Федора Стратилата начинают пропалывать сорняки и подкармливать землю навозом, лучшим из удобрений. В некоторых регионах России "навозница" представляла собой коллективное мероприятие, организованное определенным порядком. Каждый хозяин созывал своих родственников и соседей, прося их о помощи в работе. Собравшись, крестьяне помогали сначала одной семье, затем другой и так далее - поля ведь были огромные. Очередность работы на полях устанавливалась заранее.
В местных традициях общая работа называлась "помочи" или "толоки", она могла длиться от одного до нескольких дней. На толоку собирались, как на праздник, ведь после каждой работы хозяин всегда устраивал трапезу. Сегодня один, завтра другой - то у одного соседа погуляешь, то у другого. Но дело тут не в еде, а в атмосфере - вместе, дружно работаешь, вместе и отдыхаешь. Как говорится: "Во всем, в любом деле одна голова - хорошо, а две - лучше"...