Спокойно и суховато - для прагматичных и циничных
Среди острых вопросов, которые обсуждаются в последние годы, - нужно ли давать детям в школе основы религиозных знаний? Предмет или образовательную область при этом называют по-разному: "религия", "история религии", "религиоведение", "православная культура".
Но куда меньше ставится другая проблема: если преподавать, то как?
Знакомство со многими предлагающимися на общероссийском уровне материалами выявляет их политизированность и дидентичность, терминологическую перегруженность и отсутствие отчетливой логики в подборе и структуризации материала. Подчас кажется, что для сегодняшней светской общеобразовательной школы предлагаются некорректно обработанные фрагменты известного еще столетие назад гимназического курса "Закон Божий" (иногда чуть ли не демонстрация образов ведения службы). Странным выглядит то, что составители программ и методических материалов (часто анонимные) ставят знак равенства между такими понятиями, как "русская культура" и "православие".
Авторы изданного в 2003 г. в Ярославле учебника Ю.Я. Колбовский и Т.Д. Степанова проявили такт и нравственное чутье, назвав свое детище "Православие и русская культура". Это не просто удачная в стилистическом отношении формула это, по сути дела, концепция, которую удалось реализовать в композиции и собственно тексте книги. Она проявляется в демонстрации того, что русская культура - явление, с одной стороны, более широкое, чем православие, с другой стороны, во многом опирающееся на вероучение, его каноны и бытовые проявления.
Полагаю, было закономерно создать подобный учебник в сердце России, в старинном, богатом культурными традициями городе, в котором сосредоточено немало святынь, где радением служителей церкви и просветителей-энтузиастов даже в сложном XX веке сохранились храмы, иконописные шедевры, традиции колокольных звонов и духовного пения. Вот почему органично вписались в различные главы учебника сведения обо всех этих явлениях культуры именно в их региональном воплощении. Кстати, существенным дефектом других известных мне и уже упоминавшихся программ и учебных материалов было либо полное отсутствие, либо неумелое использование регионального компонента.
По этому учебнику, наверное небезуспешно, можно вести интегрированные уроки в рамках преподавания различных дисциплин, имеющихся в учебных планах школ. "Свое" здесь найдут историки, словесники, преподаватели ИЗО, музыки, мировой художественной культуры. Материал подобран грамотно и логично скомпонован: от священных книг и истории церкви к конкретным культурным феноменам, в которых представлено православие (таинства, обряды, богослужение, праздники, далее - храмы, иконы, музыка, литература). Авторы, по-видимому, учли негативный опыт своих предшественников, стремившихся максимально "загрузить" текст нечетко организованной разнородной информацией. Возможно, особую сложность при изучении представит глава об истории русской церкви, где речь идет о политической проблематике. Впрочем, опытный учитель-обществовед вполне может именно здесь найти материал для рассмотрения проблемы соотношения светской и религиозной власти в истории России.
Хочу отметить одно важнейшее и на первый взгляд странное качество учебника. По тону изложения материала, по форме подачи фактов текст спокоен, отчасти даже суховат. И в этом я вижу существенное достоинство книги, адресованной современным школьникам - прагматичным, подчас циничным и элементарно не подготовленным к восприятию специфического духовного, интеллектуального пласта, который представляет собой религиозная проблематика. На самом деле перед нами не "учебник религии", и потому задача его заключается не в том, чтобы научить вере, а в том, чтобы представить круг научно апробированных представлений о месте православного вероучения в истории русской культуры. Замечу попутно, что и научная терминология, и употребление специальной, в том числе богослужебной терминологии, в основном не вызывают возражений, как и отбор фактов, имен, ситуаций. Есть частности, носящие в определенной мере дискуссионный характер (например, понятие "святые иконы", как названа, одна из глав, отбор некоторых литературных фрагментов в главе "Православие и русская литература"). Но на то и личностный подход педагогов, их конкретные образовательные цели, в соответствии с которыми можно варьировать и вносить нюансы в преподавание различных предметов с использованием данного учебника.
Думаю, что не только в ходе преподавания обязательных дисциплин школьной программы, но и при написании самостоятельных работ школьниками в рамках их научно-исследовательской деятельности и подготовке к сдаче экзаменов по выбору новый учебник может принести немало пользы. Отнюдь не предполагая, что новое издание явится для российских учителей и учеников носителем истины в последней инстанции, позволю себе предположить, что книга эта, написанная корректно и интеллигентно, будет полезна всем, кто ищет способы совершенствования, да и просто новые пути в преподавании гуманитарных дисциплин.