Главная >> 5 >> 16

АРТ-ХРОНИКА

Эйзенштейн без купюр


Великий кинорежиссер Сергей Эйзенштейн был прекрасным художником. Его рисунки неоднократно демонстрировались на многочисленных выставках, они опубликованы в его собрании сочинений. Выставка в "Ковчеге" впервые представляет изобразительное творчество мастера, что называется, без купюр. На его эротические рисунки исследователи стыдливо закрывали глаза. А эти небольшие шедевры на пожелтевших листочках невероятно выразительны, полны экспрессии и жизнелюбия.


"Сергей Михайлович настолько был творчески заряжен и щедр, что находился постоянно в состоянии рисования. Рисовал на чем попало и чем попало. А любой стоявший рядом с ним мог схватить и унести дорогую почеркушечку с собой. Но особенность моей коллекции состоит в том, что все до единого рисунка мне подарены им" - вспоминала Лидия Наумова. Собранные ею "почеркушечки" сложившиеся в солидное собрание рисунков Сергея Эйзенштейна, и показываются ныне в "Ковчеге".


Лидия Наумова работала в съемочной группе Эйзенштейна во время съемок "Ивана Грозного"


Этот фильм режиссер начал еще до войны. Осенью 1941 года студия была эвакуирована в Алма-Ату, где съемки были возобновлены. Наумова оказалась в Алма-Ате вместе со своим знаменитым братом Михаилом Жаровым. В феврале 1942 года с Лидией Ивановной был подписан договор о ее работе по созданию эскизов костюмов для фильма "Иван Грозный" Съемочная группа работала в огромном заброшенном павильоне бывшего цирка. Поэтому Эйзенштейн и зарисовал некоторых безработных циркачей. В этих листочках чувствуется особая пластичность, присущая цирковым артистам. Линеарный рисунок точно "лепит" форму, а незначительная штриховка придает ей плотность и весомость. По своей стилистике рисунки Эйзенштейна близки графике Пикассо.


Одновременно с выставкой в "Ковчеге" издательский дом "Искусство" выпускает альбом рисунков Сергея Эйзенштейна из коллекции Лидии Наумовой.


Надежда НАЧАЛОВА


***


Напряжение цвета


Нателла Тоидзе родилась в семье известных художников. Дедушка - Моисей Иванович Тоидзе - ученик Репина, академик-учредитель Академии художеств СССР. Бабушка - Александра Никитична Сутина - выпускница класса православного иконописания Императорской академии художеств. Отец - Георгий Моисеевич Тоидзе - скульптор и график. Поэтому, как сама она утверждает, "я во многом обязана своей семье: дедушке, бабушке, родителям. И хотя их уже нет с нами, я чувствую, что они до сих пор мне помогают, потому что каким-то мистическим образом остаются жить во мне. Это можно назвать как угодно - генетическая память или душа рода, но это есть, и я это ощущаю в себе..."


В 1972 году Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декоративного искусства Московского художественного училища "Памяти 1905 года" Участвовала во многих выставках. Нынешняя открыта в залах Российской академии художеств на Пречистенке.


Первое впечатление - праздник цвета, неукротимое, фантастическое, мощное буйство красок, сочных, свежих, роскошных, эффектных. Никак не выверенных по какой-то шкале, не рассчитанных по той или иной системе. Совершенно спонтанных, искренних, броских. По-иному, вероятно, она не может писать, выражать свое отношение к миру, свою душу, свои устремления. Цветом думает, чувствует, ощущает себя и все ее окружающее, восторгается радостями бытия.


Почему-то живописное ее дарование сравнивают с художниками постимпрессионизма, русским авангардом, "Бубновым валетом" видимо, по установившемуся правилу любой самобытный талант с чем-нибудь соотнести. В данном случае вряд ли это верно. Скорее, ее письмо берет генетическое начало в традициях грузинского искусства, в мощной энергетике ее рода, в чем она и сама признается, в прирожденной цветовой предрасположенности. И формы выражения она выбирает соответствующие ее декоративному темпераменту - пейзаж, натюрморт, особенно изображение цветов. Наиболее характерным я считаю "Бабушкин двор" в котором воспоминания детства переплетаются с ностальгическими размышлениями взрослого и сильного человека. Назову еще "Натюрморт с китайским фарфором" "Полевые цветы" "Цветы в мастерской" "Натюрморт на кухне"


Правда, в последние годы столь бесшабашная и всем открытая радость сменяется порой цветовой напряженностью и драматизмом. Как будто смятенный крик ужаса -в "Тревоге" Какое-то внутреннее беспокойство чувствуется в "Суздале" Настороженно загадочен диптих "Флора и фауна" с черным, зловещим силуэтом женщины с кошкой на руках. Вероятно, в этих картинах получили отражение социально-нравственные изменения в нашем обществе, а возможно, и какие-нибудь личные причины.


Но художница - оптимистка. И трагические, тревожные ноты в ее творчестве вновь сменяются радостным упоением, снова перед нами мир цвета и цветов. Нателла Тоидзе словно говорит нам: ведь, несмотря ни на что, жизнь так прекрасна!


Евг. ВАСИЛЬЕВ