ПАМЯТНИК Ленину стоял на постаменте перед зданием зоотехнического отделения Конь-Колодезского сельскохозяйственного техникума с пятидесятых годов. Раньше на этом же постаменте стояла статуя Иосифа Сталина.
Но культ личности развенчали, "отца народов" снесли, и уже никто из местных жителей не припомнит, куда подевали его гипсовую фигуру. Железобетонный Ленин, покрытый серебрянкой, с протянутой рукой, указывающей на вход в техникум, и, видимо, посылающий всех "учиться и учиться", а может, и еще куда, простоял здесь полвека. Это была единственная статуя вождя мирового пролетариата в Конь-Колодезе. У ее подножия повязывали пионерские галстуки, вручали комсомольские билеты. Теперь от нее осталась груда обломков. А сломал памятник 28 мая священник местной церкви.
Шумиха
Жители села отнеслись к известию о сносе памятника по-разному. Кто-то махнул рукой, мол, туда ему и дорога. А кто-то усомнился: правильно ли действует священник, по закону ли?
В понедельник, 31 мая, с утра глава местной администрации то ли по старой памяти, то ли ожидая "светлого будущего", оповестил о случившемся секретаря хлевенской ячейки коммунистов Алексея Дьячкова и до кучи еще и районные власти...
- Нет, вы подумайте, какой пример подает этот священник: громи, разрушай, тебе все дозволено! - возмущался в разговоре с корреспондентом Алексей Васильевич. - Разве положено человеку в рясе так себя вести?!
Человек в рясе, заметим от себя, никаких культурных или исторических памятников не разрушал. Просто убрал бездарную, по мнению многих сельчан, уродующую весь Конь-Колодезь скульптуру Ленина. И вовсе не вяжущуюся ни
с усадьбой Сенявиных, ни с православным храмом.
Алексей Дьячков тут же позвонил главному коммунисту Липецкой области Николаю Разворотневу, и в среду они, прихватив с собой двух редакторов газет - районки "Донские вести" и областной газеты коммунистов "Ленинское знамя", были уже в Конь-Колодезе.
Куски памятника они обнаружили сваленными в канаве неподалеку от коровника.
Сфотографировали их и, возмущенные, отправились домой к священнику.
- Он пригласил нас войти, - вспоминает Алексей Васильевич, - усадил на табуреточки, поинтересовался: "Что вам угодно?" Мы спрашиваем: "На каком основании сломали памятник?" Он отвечает: "По указанию владыки Никона". - "Покажите нам документ". - "Владыка в устной форме дал мне такое указание". - "Вы не чувствуете, что совершили акт вандализма, осквернили чувства многих граждан?" - "Нет, не чувствую. Хозяин на своем дворе наводит порядок так, как считает нужным".
Николай Разворотнев в этот же день подал заявление в Хлевенский РОВД с просьбой привлечь к ответственности настоятеля Иоанно-Вогословского храма отца Иоанна Чепрасова "за самоуправство и вандализм".
Председатель Хлевенского райсовета депутатов Василий Пальчиков обратился в районную прокуратуру с просьбой рассмотреть этот вопрос.
- Нужно действовать по закону, - сказал Василий Сергеевич, - зачем дрова-то ломать? Заявление от Чепрасова лежит у меня. Мы бы его рассмотрели в июне на сессии, определили бы место, куда перенести памятник. Ведь у нас в районе было всего две скульптуры Ленина - в Конь-Колодезе и в Елец-Маланино. Теперь осталась лишь одна...
На экстренно собравшемся бюро обкома коммунисты назвали данное происшествие "актом вандализма". Было решено принять обращение к Олегу Королеву Анатолию Савенкову , и, владыке Никону с требованием "дать должную оценку этому вопиющему факту".
- Они грозились лишить меня сана, засудить, - рассказал отец Иоанн. - Интересно, на каком основании?
Батюшка
Иерей отец Иоанн Чепрасов появился в селе не так давно, около года назад, когда здание зоотехнического отделения (кстати, памятник архитектуры 18 века, бывшая родовая усадьба славного дворянского рода адмиралов Сенявиных) и прилегающую к нему территорию передали Липецкой и Елецкой епархии. В августе 2003 года здесь организовали православный духовный центр, гимназию для детей.
Началась реставрация усадьбы - до этого она целых 18 лет, с тех пор как зоотехническое отделение перевели в новое здание, простояла без хозяина и имела весьма плачевный вид: крыша сгнила, рамы вывалились...
Заправлял всем молодой энергичный священник. Он постоянно наведывался сюда из Хлевного, где у него была квартира.
Потихоньку в храме стали проводиться церковные службы, и только одно не давало покоя прихожанам: уж больно издевательски смотрелась перед храмом фигура былого повелителя умов, по велению которого тысячи священников были расстреляны, а многие сотни церквей разрушены. (Вспомните Владимира Ленина: "Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше".)
Отец Иоанн не раз ставил вопрос о демонтаже и перенесении памятника перед главой местной администрации, но Николай Васильевич отвечал, что не может самостоятельно решать такие вопросы. Судьбу этого "произведения искусства" должны обсудить депутаты районного Совета на своей сессии.
Тогда отец Иоанн подал в райсовет заявление с просьбой рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.
- Шла неделя за неделей, - рассказывает отец Иоанн, - а ответа я не получал. Но на подобные документы администрация обязана отвечать! Хотя бы приблизительно указали, когда решится этот вопрос. Нет! Тишина, и никто ничего не знает! Это они сейчас доказывают, что в июне на сессии хотели обсудить это. Я уверен: если бы я сам не принял решительных мер, волокита тянулась бы неизвестно сколько...
Судя по последовавшей реакции местных властей, батюшке хочется верить.
Решительные
меры
В прошлом году, когда решался вопрос о передаче здания епархии, в Конь-Колодезь приезжала комиссия из дирекции по охране культурного наследия Липецкой области.
- Я спросил у них, - говорит отец Иоанн, - имеет ли памятник ценность. Мне ответили: "Нет, никакой. Вы можете сами делать с ним что захотите, он находится на вашей территории".
Отец Иоанн на всякий случай спросил в администрации, на чьем балансе находится памятник. Оказалось, что он бесхозный, никому не принадлежит и, следовательно, никому не нужен.
В канун праздника Святой Троицы батюшка договорился с рабочими, ремонтирующими дорогу близ села, и 28 мая вечером к храму подъехал мощный кран.
Статую обвязали веревками, и через несколько
минут дело было сделано. Правда, в целости и сохранности опустить на землю "классика марксизма-ленинизма" не удалось - хрупкий бетон, поврежденный временем, раскололся на несколько частей. Блестящий ленинский торс (только месяц назад, 21 апреля, ко дню рождения вождя пролетариата, местные школьники покрасили его свежей серебрянкой) с отбитыми кистями сиротливо лежал в сочной майской траве. Ленин, казалось, по привычке пытался поднять левую руку и указать на что-то важное и ценное, но изуродованная конечность его не слушалась. Обломки собрали и вывезли за село.
- Я и подумать не мог, - качает головой отец Иоанн, - что коммунисты раздуют такой скандал, поднимут такую шумиху. Я уверен, что это делается специально, для того чтобы очернить Церковь.
Нам же кажется, что дело тут не столько в очернении Церкви, сколько в попытке набрать политические очки. Компартия, как известно, сейчас не слишком популярна. Еще недавно, когда за Зюганова голосовали исправно, никто из КПРФ не судился с коммерсантами, торговавшими на Петровском рынке, из-за памятника маленькому Володе Ульянову. Привезенный из одного липецкого детского сада, он стал мишенью для продавцов, которые в свободное от работы время упражнялись в меткости, бросая в него окурки. Памятник тогда, от греха подальше, тихо убрали.
- Представьте, - продолжает батюшка, - что, к примеру, над каким-нибудь райкомом партии, разместившимся в здании бывшего храма лет эдак тридцать-сорок назад, возвышался бы православный крест. Дико слышать, правда? Художественной ценности этот памятник никакой не имеет, так, массовая штамповка пятидесятых годов. Вся его ценность - стоимость около двух тонн бетона, или около полутора тысяч рублей! Из-за чего огород-то городим?!
Есть много историй, рассказывающих, как сошли с ума или были страшно наказаны Богом все, кто осквернял православные святыни. Сбрасывал с колоколен кресты и колокола, рубил топором иконы, выбрасывал на помойку мощи святых... А в Конь-Колодезе отныне рассказывают совсем другую историю. Будто бы после визита коммунистических вождей из Липецка и их "профилактических" бесед с трактористом и крановщиком, замешанными в инциденте, последние не могут ни спать, ни есть. А при малейшем упоминании о Ленине их бьет нервная дрожь. Что и говорить, в обкоме до сих пор "разговаривать" умеют.
Закон
- Николай Разворотнев должен доказать, что ему причинен моральный вред, пострадали его идеалы, - сказал главный юрист областной администрации Константин Бадулин. - В этом случае дело будет рассмотрено гражданским судом. Может быть, он будет требовать уголовного наказания для отца Иоанна по статье 214 УК РФ "Вандализм".
Срок рассмотрения данного заявления по закону 10 дней.
...Интересно, почему не подают иск о возмещении морального вреда и защите чести и достоинства православные священники? Ведь по прямому указанию Председателя СНК Ленина в стране были осквернены и разрушены тысячи храмов, расстреляны и замучены тысячи священников. Наверное, в сегодняшнем разгуле наркомании, в падении моральных устоев общества не последнюю роль сыграло и пресловутое "отделение церкви от государства". Лучше бы наши дети ходили в церковь, чем "чистили себя под Лениным".
Владыка
- Если Господь хочет наказать человека, - сказал епископ Никон, - он отнимает у него разум. Это посылается человеку за его грехи. Вот в подобном ослеплении действовал и отец Иоанн Чепрасов. Нужно было дождаться решения властей и сделать все по закону.
- А каково ваше личное отношение к этому факту?
- Какое может быть мое личное отношение? Сколько храмов разрушено, как сильно пострадала наша православная церковь...