ЧТОБЫ ПОДПИТАТЬСЯ ЭНЕРГИЕЙ ЗЕМЛИ, НАДО ХОДИТЬ ПО НЕЙ БОСИКОМ
В прошлом номере "КР" мы начали рассказ о празднике Семик-Троица. Эти две даты, а точнее три (Духов День, который наступает вслед за Троицей, тоже входит в обрядовый цикл), связаны между собой. Ритуалы одного праздника переходят в другой, а затем и в третий. Так, в Семик березы завивают, на Троицу развивают, а в Духов День обходят с ними поля. В Семик плетут венки, на Троицу гадают по ним, в Духов День отправляют их в путешествие по реке и т.д.
Несмотря на то что в Семик происходит много ритуальных действий, Троица все же является ключевой, опорной точкой всего цикла, а в церковном календаре это один из главных православных праздников.
По христианским представлениям, на пятидесятый день после Пасхи Святой Дух снизошел на апостолов. Все они получили дар языков - способность говорить на разных, не известных им ранее языках, проповедуя о великих делах Божиих. Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило на попечение всех Лиц Триединого. Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви. Не случайно поэтому день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.
На Руси культ Троицы становится чрезвычайно популярным лишь в XIV-XV веках, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского. В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году оставил обитель, которую основал для монахов-схимников.
В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с культом растительности, расцвет которой приходился на это время. Символом праздника, атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих деревьях обычно завивали ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно развивали, считая, что в противном случае дерево может "обидеться". Березку срубали, украшали, рядили в крестьянскую одежду, совершали с ней обходы полей, лугов, сел, изб. Девушки кумились с березкой и называли ее в течение праздника кумой. Помимо этого, повсеместно свежей зеленью украшали деревни, церкви, дома. Зеленые венки венчали обычно головы людей, а иногда и животных.
Троицу считали праздником исключительно женским, точнее девичьим, -полагалось и наряжаться соответственно. Например, в Белгородской области на каждый день праздничного цикла было свое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно девичьим украшением на Троицу был венок, а в северных районах - головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами: их, как правило, не носили в другое время. По венкам девушки гадали на женихов, а также слушали, что скажет в этот день кукушка - сколько ждать до замужества?
Троица завершала пасхальный праздничный цикл: в этот день заканчивали катать яйца (до этого дня еще продолжались забавы с яйцами, к Троице положено было окрашивать их в желтый цвет; красили листьями березы). В ряде мест переставали водить хороводы, делая перерыв до Успения, и завершали период чествования молодых пар, поженившихся зимой.
Но оставался еще один день - последний в троицком цикле, назывался он Духов День (этот праздник приходится на понедельник после Троицы). Духов День был установлен для утверждения божественной сущности Святого Духа и единства с его двумя другими ипостасями - Богом Отцом и Богом Сыном.
Особое почитание этого праздника у русских связано с уважительным отношением к земле. Крестьяне считали, что в этот день земля - именинница, "все травы и цветы радуются", -говорили они. Именно поэтому землю категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. Повсеместно было распространено поверье, что в Духов День перед восходом солнца мать сыра-земля открывает свои тайны. Желающие узнать их должны были обязательно помолиться Святому Духу, а затем идти "слушать клады", припадая ухом к земле. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам и благочестивым людям. Тот, кто не очень хотел окунаться в тайны, мог пообщаться с землей по-другому. Для этого нужно было просто ходить босиком и трапезничать на земле. Считалось, что энергия земли через ступни проходит в организм человека, а еда, которую ели, сидя на земле, обладает особой силой.
В Духов День был такой обычай -"водить Репей": это один из вариантов вождения троицкого дерева, только со своими нюансами. С деревом обходили деревню, время от времени останавливаясь у одного из домов, чтобы ритуально отобедать. В обряде участвовали только девушки. Именно они были посвящены в тайны весны. Песни, которые исполнялись ими, были с аграрной тематикой, связывались с посевом льна. Считается, что есть какая-то взаимосвязь между образом конопли и льна и женским началом.
В народе Духов День считался тяжелым днем. Он относился к опасному времени, когда активизировались потусторонние силы. Но как бы то ни было, Духов День завершал Троицкий цикл, потому о плохом люди не думали, а старались как можно плотнее поучаствовать во всех обрядах.