Каждый год в самое доброе солнечное время, когда лето, сменяя весну, уверенно вступает в свои права, в православных храмах празднуют один из самых радостных праздников - Троицын день. Но далеко не все, даже православные, хорошо представляют себе "виновника торжества" - Пресвятую Троицу. Являясь основой основ христианской религии, это в то же время одна из самых сложных богословских тем.
В богословии единство и троичность Божества называют тайной Пресвятой Троицы. Ведь теоретически объяснить Троицу очень сложно. И в то же время чистое верующее сердце принимает и знает именно такого Бога - Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Святой Августин говорит: "Ты видишь Троицу - если видишь любовь". Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, то есть любовью, чем нашим слабым умом.
Бог - существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Познать Его человеческим разумом - невозможно. Но то, что нам доступно и необходимо знать, открыто нам Самим Богом в Священном Писании.
Бог един, но не одинок: он един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Взаимное отношение между лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Дух Святой предвечно исходит от Отца. Слово "предвечно" означает, что все лица Пресвятой Троицы существовали и будут существовать всегда, без начала и конца. У Бога нет времени, оно было создано Им лишь для нашего земного бытия.Все лица Пресвятой Троицы по существу и свойствам совершенно равны между собой, и каждый - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - есть единое Божество - единый Бог.
Как именно Бог един в трех лицах - тайна, уму нашему непостижимая. Мы веруем этому по слову Божию. Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь веры, сказал им: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28.19). Апостол Иоанн Богослов также ясно пишет о троичности единого Бога: "Три свидетельствуют на небе (о божественности Иисуса Христа): Отец, Слово и Святой Дух" (1 Иоан. 5,7).
Многие отцы Церкви размышляли над этой тайной, но и великие богословы смогли лишь прикоснуться к ней, почувствовать, поверить в нее, как веруем и мы, все христиане, не умом, но душою. Святые отцы объясняют Троицу на примерах. Святой Кирилл, учитель славян, указывал на солнце: "Видите на небе круг блестящий, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней лица, а Бог единый и неразделимый".
Впервые явление Бога людям в трех лицах описано в книге Бытия. Изображая явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского, священный бытописатель говорит: "И явился ему Господь у дубравы Мамре...". Авраам "возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под этим деревом: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой), так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь". (Быт. 18.1-5). Таким образом, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы и, поклонившись как Единому, исповедал единого Бога в трех лицах.
В Новом Завете наиболее яркое место, показывающее троичность Божества, - Крещение Господне. В тот момент, когда святой Пророк Иоанн погружает Господа Иисуса Христа в воды Иордана, множеству народа зримо является триединый Бог: "И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и ее, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И ее, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (МФ. 3, 16-17).
Церковь издревле почитает Святую Троицу. Кроме ежедневных, за каждой службой возносимых молитв и славословий ко Пресвятой Троице, один раз в году совершается особое почитание триединого Бога. Этот день выделен среди остальных дней церковного календаря знаком великого двунадесятого праздника и именуется праздником Святой Троицы, или пятидесятницей. Событие, отмечаемое в этот день, произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. "Деяния Святых Апостолов" сообщают, что в то время ученики Христовы находились все вместе, ожидая, как и в предыдущие дни по Вознесении Христа на небо, ниспослания им Святого Духа, как обещал им Господь. Вместе с ними находилась и Божия Матерь. Внезапно с неба раздался шум, как от надвигающейся бури. Над головами апостолов зажглись огненные языки, которые почили по одному на каждом из апостолов. В тот момент апостолы получили дар языков - каждый стал говорить на языках, ранее им неизвестных, проповедуя о великих делах Божиих. Так Господь приготовил их к проповеди Евангелия во всем мире. Чувствуя в себе великую силу, апостолы вышли на площадь в Иерусалиме и обратились к народу с проповедью веры. В тот день к Церкви Христовой присоединилось около пяти тысяч человек.
Этот день называется Днем Пресвятой Троицы, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех трех лиц Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви и всемирную проповедь веры, День Святой Троицы именуется днем рождения христианской Церкви.
От апостольских времен у христиан существует традиция украшать в Троицын день храмы и дома зелеными ветвями и цветами, а также стоять на службе в храме с цветами и зеленью в руках. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой сошедшего на них Святого Духа.
Непосредственно после литургии совершается вечерня, на которой священник читает три коленопреклоненные молитвы о прощении верующим согрешений, о ниспослании им даров Святого Духа и об упокоении умерших.
В каждом православном храме обязательно есть иконы Пресвятой Троицы. Они бывают двух видов - Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. На них изображены ключевые события Ветхого и Нового Заветов: встреча Бога с Авраамом в виде трех Ангелов и Крещение Иисуса Христа. Новозаветное событие отображает евангельский сюжет всегда одинаково. А вот в написании Троицы Ветхозаветной бывают различия - в зависимости от того, как понимает иконописец это мистическое событие. Древнейший раннехристианский тип размещения ангелов за прямоугольным трапезным столом часто использовался в русской иконописи. Совершенно одинаковые ангелы, в одинаковых одеждах, в одинаковых позах сидят в ряд по одну сторону стола. Маленькие, по сравнению с ангелами, фигуры Авраама и Сарры, приготовляющих трапезу, изображены в нижней части иконы и полны движения. Человеческая торопливость, быстротечность и малость жизни противопоставляются здесь великому и вневременному бытию триединого Бога. Торжественная неподвижность ангелов, величие их облика, полная тождественность черт и движений. Трое - одинаково и равно - благословляют. Это благословляет человека триединый Бог.
Еще более выразителен и точен образ знаменитой "Троицы" святого Андрея Рублева. На его иконе нет ничего лишнего. Отсутствуют даже изображения Авраама и Сарры, потому что иконописец изображает уже не просто событие Священной Истории, а языком иконографии решает богословскую задачу - показывает нам единосущную и нераздельную Троицу. Образ построен в полукруглой композиции: круг - символ безначального и бесконечного Бога. Взаимные склонения ангелов друг к другу, нерасчленимая взаимность взглядов, в которых сконцентрирован всеобъемлющий смысл, движения рук организуют особое пространство, в котором совершается вечное таинство строения и мироздания жизни. Совершается предвечный совет - безмолвная и беспредельная беседа, полная согласия, формирующая вселенскую судьбу.
Кто есть кто в этом образе Пресвятой Троицы? Кто Бог Отец, кто Бог Сын, кто Бог Дух Святой? Многие пытались ответить на эти вопросы, но убедительных различий в образах рублевских ангелов не было найдено. Да это и не нужно: сущность Святой Троицы непостижима. Троица - нераздельна. Позднее на иконах других иконописцев, изображающих Троицу по подобию рублевской, иногда появляются крестчатые нимбы (свойственные изображениям Иисуса Христа) и буквы IХ ХС (Иисус Христос). Это вызвало справедливый протест не только церковной, но и светской власти. На Стоглавом Соборе, проходившем в Москве в 1551 году, царь Иван Васильевич (Грозный) поставил вопрос о написании икон Святой Троицы и просил "о том рассудити от Божественных правил, как ныне то писать". И решение Собора гласит: "Писати иконописцам иконы с древних переводов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловующие иконописцы, и подписывать Святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти".
Нарушением церковных канонов стала и новгородская икона Троицы "Отечество". Бог Отец, Которого "не видел никто, никогда", изображен седым старцем - "Ветхим денми", а Бог Сын - отроком, сидящим на коленях Отца и держащим в руках сферу с голубем - Святым Духом внутри нее. Такое изображение является недопустимым и неправомерным применением категории времени к Богу, чье существование безначально и бесконечно (а ведь если Бог Сын "сейчас" отрок, то значит, "было время", когда Его не было, и "будет время", когда Он повзрослеет; но какие-либо временные изменения не имеют смысла для вечного). Тем не менее, с XVII века иконы, на которых изображается Бог Отец в виде старца (что допустимо лишь условно), появляются все чаще, и их теперь можно видеть в наших храмах. Однако богословски точной по-прежнему остается лишь "Троица" Андрея Рублева.
На снимках: репродукция иконы "Троица" Андрея Рублева; "Праздник Святого Духа", фото П.Кривцова из альбома "Русский человек. Век XX".