Скоро Троицын день,
Скоро песни, венки и покосы.
Все цветет и поет.
И. Бунин
День Святой Троицы (Пятидесятница) - праздник, который входит в число двунадесятых в русском православии. Предшествует Дню Святой Троицы троицко-семицкая неделя. Название это произошло от слова «семик» - четверг, а еще зовется она зелеными святками или русальной неделей. Последнее - от русалок, загадочных существ, населявших, по представлениям наших предков, воду и сушу. В древние времена язычники верили, что в реках, озерах и ручьях живут разные существа. В России русалка почиталась речной богиней, владычицей сокровищ и чаровницей. Постепенно при переходе Руси из язычества в христианство русалка превращается в недоброе, опасное, хотя и очень привлекательное для человека создание, обладающее вечной молодостью и красотой.
По одной из версий о происхождении нечистой силы и русалок, возникшей уже в христианскую эпоху, говорится, что Бог за то, что строили люди - дотоле единый народ одного языка - в г. Вавилоне башню высотой до небес, наказал их смешением языков за дерзость и гордыню и определил на вечные времена стеречь воды, горы, леса и дома... Кого где застал гнев Божий - кто-то сделался домовым, кто - горным духом, в лесу настиг - лешим...
Именно в самую лучшую пору года, когда все на земле цветет, - от семика до Петрова дня (12 июля) - выходят русалки из водного царства и странствуют по берегам своих рек и озер, вблизи лесов и рощ.
Русалкам посвящается клечальная суббота, завершающая семицкую неделю. На семицкой неделе все принимало праздничный вид, дома украшались зеленью, цветами. Дни недели в народе называли: вторник - задушными поминками, четверг - семиком, субботу - клечальным днем, а семицкие ночи - воробьиными. В эти ночи у русалок празднуются свадьбы и на реках раздаются смех и плеск воды. А в задушные поминки, по старинному поверью, умершие вспоминают о своей жизни на земле, покидают могилы и бродят по кладбищам. Поэтому издревле существовал обычай во вторник нести на кладбище венки и березовые ветки и справлять на могилах задушные поминки. Ели, выпивали и оставляли на могилах 2-3 наполовину очищенных яйца и блины. Класть яйца на могилу в обычае было еще у древних римлян, которые глубоко почитали память умерших. Дожило святое правило и до наших дней.
Семик - четверг. В начале семицкой недели две-три девушки отправлялись в лес выбирать березку для обряда, а в четверг уже веселой, шумной гурьбой шли ее завивать. У одной березки завивали ветки в венок, сплетали ветки или макушки берез попарно, а потом кумились - целовались через венок и обменивались какими-нибудь вещами: платками, колечками. Затем одну березу украшали лентами и раскладывали под ней припасенное с собой угощение. Еще в семик плетут венки и разбрасывают их по лесу русалкам, чтобы они добыли суженых-ряженых, после чего сразу же убегают.
В клечальную субботу основное внимание – русалкам. Накануне мужчины, для которых русалки представляют особую опасность, запасались полынью и зарею (целебная трава) как предохранительным средством от обольщения. Этот день старались встретить во всеоружии. Пели песни, а с наступлением ночи бегали с помелом, прогоняя русалок.
Троица. Этот праздник во многих языках имеет два-три, а то и больше названий: у нас - Троица, Пятидесятница, у южных и западных славян - это Лестнице, Русадла, Русалии. Отмечается Троица в воскресенье, через семь недель после Пасхи. Отсюда название праздника - Пятидесятница.
Праздник совершается в честь Святой Троицы и в память сошествия Святого Духа на апостолов. Сошествие Духа укрепило апостолов в вере и дало им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На месте сошествия Святого Духа на апостолов построили первый христианский храм, который в IV веке был возобновлен Святой Еленой.
Представление о Троице сложилось в христианстве не сразу. Истоки его лежат в древних понятиях о божественных семействах (например, древнеегипетская Троица - Осирис, Исида, Гор), о Троице богов (в древней Индии - Брахма, Вишну, Шива, в Вавилонии - Ану, За, Бэл и так далее).
Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого. Это - один из краеугольных камней христианства.
***
фото: