Главная >> 5 >> 16

Миссия ООН: черноморцы. Стражи мира на великой реке, или 2.000 лье по Конго капитана 2 ранга Молчанова

Конвой


"Эскорт", "конвой" - подобные слова рождают мысленные образы мощных боевых кораблей, быстроходных катеров, кои защищают караваны судов. В сердце Африки, возле самого экватора, все выглядело совершенно иначе, чем в годы войны в той же Атлантике.


...Относительно небольшие баржи с грузом следуют по бескрайней реке. Сзади их толкают буксиры под флагом ООН с надписью "UN" и порядковым номером. На берегах в деревнях на конвой взирают с удивлением сотни местных жителей. Суда миссии ООН потом буквально атакуются любопытными на лодках. Они предлагают какие-то свои экзотические товары - рыбу, поделки из красного дерева, статуэтки, даже живых крокодилов и обезьян. Восхищенные аборигены стоят босыми ногами на раскаленном солнцем железе палубы. Людям первобытного общества в диковинку видеть металлический пришелец из неведомого для них мира машин, компьютеров и кока-колы.


Старший конвоя - ооновец в необычной для здешних краев форме, в кремовой рубашке, с российскими знаками различия. Капитан 3 ранга Молчанов в общей сложности пять раз проводил суда по замиренной реке. Обязанности довольно просты - довезти грузы без потерь до конечной точки назначения. Только... Надо пройти по местам недавнего вооруженного противостояния, суметь решить возникающие спорные вопросы. В первый раз поражало полное отсутствие какого-либо движения на реке. На той же Волге катера и лодки буквально наполняют прибрежные воды. Здесь люди еще пока боятся вернуться в привычный многим поколениям мир реки. Еще свежи в памяти бои, гибель и разграбление...


- Во второй раз шел по реке и наблюдал уже совершенно иную картину. Множество маленьких лодчонок и больших лодок следовало с грузом вверх и вниз по течению. Караван ООН для жителей реки, был скорее сигналом и лоб-рым знаком для возрождения прежней, мирной жизни, - вспоминает теперь уже капитан 2 ранга Михаил Молчанов. - А вообще, природа там, конечно, красивейшая. Один только закат над рекой чего стоит... Насчет же безопасности все решалось через переговоры с местными вождями, представителями правительства. Для охраны с нами следовало всего одно отделение уругвайцев. Интересные ребята. У каждого непременный термос с национальным чаем - jerba (у нас больше принято его называть матэ). Так они даже оружие не расчехляли. Авторитет ООН поддерживается чем угодно, только не силой штыка.


Офицерская стезя бывает весьма необычной. В 1991-м, когда поступал заочно в военный университет на факультет военных переводчиков, он и предположить не мог, где будут востребованы его лингвистические познания вкупе с профессиональным владением основами гидрографии. В 2000-м он получил предложение стать одним из кандидатов для выполнения задач в составе миротворческого контингента ООН. Потом из Московского представительства ООН пришло сообщение: ваша кандидатура, господин капитан 3 ранга, утверждена на компетентном уровне. Потом были специальные двухмесячные курсы в подмосковном Солнечногорске. И вскоре Михаил оказался в самолете, который летел в Киншасу.


...Караван медленно идет по реке. В первый день Михаил и капитан судна столкнулись с проблемой: на каком языке общаться друг с другом? Местного языка со звучным названием "лингала" Молчанов не знал. Зато владел английским, по определению - международным и универсальным. Судоводитель, правда, о том даже не догадывался, поскольку на земле бывшей бельгийской колонии из европейских языков в ходу был французский в соответствующем бельгийском варианте. А согласно правилам Михаил был обязан ежедневно докладывать в центральный офис о пройденных милях пути, запасах масла и топлива, наличии продовольствия. Битый час русский и конголезец пытались понять друг друга, пока не пришли к общему знаменателю благодаря невероятной смеси из слов, жестов. Потом все нашло свои места, определилось. И языковой барьер не стал препятствием в выполнении миссии. Главное ведь - добрая воля людей сделать общее дело.


Впрочем, без курьезов в стиле кинокомедии "Полосатый рейс" дело не обошлось. В начале перехода по реке Михаил опять-таки с помощью жестов, мимики и нескольких знакомых слов попросил чернокожего кока приготовить салат из помидоров, огурцов и местной зелени, а картофель - отварить. "Властитель камбуза" согласно покивал - дескать, все понял. Перед обедом, по какому-то наитию, Молчанов заглянул на камбуз. И увидел, как в кастрюле салат вперемешку со "вторым хлебом" ставится на плиту. Отведать "чуда" кулинарии - вареных огурцов вперемешку с бататом и помидорами - Михаила, ясное дело, не прельщало. И на будущее он предпочитал готовить сам.


С уругвайцами как-то состоялся интересный разговор. Рота из южноамериканского государства под командованием капитана 2 ранга предназначалась для обеспечения речных перевозок. Техника подразделения была преимущественно российская - бронетранспортеры, "Уралы". Оказывается, в их столице, Монтевидео, проживает большинство населения страны. Армия и военно-морские силы в Уругвае небольшие по численности. На вооружении находится в том числе и боевая техника еще советского производства. По всей видимости, ее закупки производились в ФРГ после прекращения существования Германской Демократической Республики. Вооруженные силы Уругвая формируются на профессиональной основе. Предельный возраст пребывания на военной службе - 63 года - одинаков и для солдата, и для полковника. Генералам разрешается уволиться в запас в 64 года. И уругваец был даже удивлен: мол, зачем после стольких понесенных расходов на обучение и содержание ваше правительство, Михаил, увольняет вас в 45 и 50 лет? В России, наверное, много денег? Кавторанг у себя на родине получал оклад где-то в пределах 800 долларов. И заграничная командировка для него и подчиненных явилась хорошим подспорьем в упрочении материального благосостояния. За выполнение обязанностей в составе миротворческого контингента предусматриваются дополнительные выплаты, командировочные. Квартирный вопрос уругвайские военные решают благодаря системе кредитов и государственного жилья. При погашении кредита льготы определяются в зависимости от срока службы.


Понятное дело, денежное довольствие тех же уругвайцев, не говоря уж о россиянах, несравнимо, например, с норвежцами. Офицеры в подполковничьих званиях земли древних викингов ежемесячно "благодетельствуются" в сумме, эквивалентной 8.000 у. е. И потомки норманнов отнюдь не горят желанием служить во благо мировой цивилизации за дополнительную сумму меньше, чем восемь тысяч долларов. Причем при обязательных шести оплаченных отпусках на родину в течение года. А билет из Киншасы до Осло обходится "единым нациям" в сумму порядка 2.500 "баксов".Уважение жителей реки к "судам мира" прибавилось после нескольких случаев, когда их экипажи снимали с мелей лодки с сотнями людей. Один раз для этого пришлось поработать без малого шесть дней.


Позже капитан 2 ранга Молчанов посчитал, сколько километров пути он прошел по Конго. Получилось порядка восьми тысяч километров. Или 2.000 лье, если перевести в предпочитаемые Жюлем Верном единицы измерения. Сказать, что подобные "вояжи" прошли в стиле увеселительных путешествий, - погрешить против истины. Только тропическую лихорадку пришлось ему перенести несколько раз. Жара, антисанитария, напряжение переговоров - все с лихвой довелось испытать на конвоях по великой реке.


***


Русский дом


Столь необычная табличка "Русский дом" с флагами России и Украины была почти в торжественной обстановке водружена над домом, где проживали украинцы и россияне - гражданские авиаторы, военные, врачи. Причем изготовил ее полковник-украинец. После своей командировки в Конго он получил назначение в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины. Славяне - белорусы, русские, украинцы - старались селиться вместе. Делить кров с представителями других культур не всегда приятно из-за многих различий в образе жизни, кулинарии, традициях и языке. Оттого и предпочитали жить небольшими общинами. Впрочем, в категорию "русский" в Центральной Африке почти с легкостью вписался одновременный гражданин Израиля и США по имени Михаил, выходец из Союза. Среди его "подвигов" на благо "Русского дома" значилась "добыча" в конце марта на общий стол семи килограммов клубники. Даже в условиях местного климата надо было еще умудриться сделать. Первого апреля - не шутка - Михаил даже варил клубничное варенье. Готовили в основном сами. Продукты на тот же борщ или "оливье" можно было достать здесь без особых трудностей по довольно небольшим ценам. Украинские пилоты снабжали "общинников" черным хлебом, национальной гордостью - салом, "Медовой с перцем" от "Nemiroff".


Дружеские отношения у славян сложились с владельцем небольшого ресторана - греком. Тот уже лет двадцать, как обосновался в Конго, женился на местной темнокожей красавице. На свои деньги и на добровольные пожертвования грек восстановил небольшой православный храм в стиле, принятом на земле древней Эллады. Там даже внутри были предусмотрены длинные ряды скамеек. Правда, настоятеля для прихода так и не нашлось. В отпуске Михаил зашел в Севастополе во Владимирский собор. Батюшка с пониманием отнесся к просьбе миротворца - подарил церкви "без пастыря" икону с дарственной надписью: "Сия православная икона подарена православному храму города Кисангани от Владимирского собора Севастополя, усыпальницы адмиралов".


Там, вдали от родины, людей объединяли родной язык, общая история. Семья волонтеров-врачей из Таджикистана отмечала со всем "Русским домом" 23 Февраля, 1 Мая, День Победы. И день Военно-Морского Флота как дань уважения нашим морякам. Кроме капитана 2 ранга Молчанова, здесь еще были капитан 2 ранга Борис Пауков, капитан 3 ранга Олег Кучерявый. Впрочем, сухопутчики подполковник Владимир Данилейко, майор Андрей Щукин не считали "чужим" праздник ВМФ.


Человеческие отношения и на Черном континенте развивались по всем жизненным законам. Для стюардессы экипажа украинского самолета Марины из Кировограда и российского военного наблюдателя подполковника Владимира Данилейко из Волгограда все завершилось браком. Так получилось - познакомились еще во время командировки по линии ООН в Западной Сахаре. Вновь Володя и Марина встретились уже в Конго и решили не расставаться. Такой вот российско-украинский получился роман в контексте "единых наций".


Не столь удачно сложились отношения одного из русских с темнокожей девушкой. Познакомились молодые люди довольно случайно, в медицинском пункте в Киншасе. Начали встречаться. Наш парень весьма прилично освоил язык лингала. Африканка потом даже прилетала к нему в Санкт-Петербург. Закончилось все, почти как в любимом российскими зрителями кино: воспротивились родители потенциальной невесты. Мол, выйдешь замуж только за нашего, за африканца. Может, они и правы. По крайней мере, жизненных примеров, чем заканчиваются подобные межрасовые браки, у них на памяти гораздо больше.


Из всех представителей других стран самые добрые взаимоотношения складывались с индийцами.


- Если срочно необходим транспорт - надо звонить индийцам. Не знаю случая, чтобы они отказывали в помощи. И так по любому вопросу, - вспоминает Михаил.


Люди оставались людьми и на самом краю цивилизованного мира. А впрочем, говорят, именно здесь и зарождалась человеческая цивилизация.


***


После


Недавно Михаил открыл электронную почту. И был немного удивлен, ведь там было письмо от капитана Брайта Векатияо из Ганы. Тот передавал привет, спрашивал, как складывается жизнь после командировки.


- Будет возможность - постараюсь вернуться в Африку. Все трудности сейчас забываются. Остаются воспоминания об участии в интересном, во многом уникальном деле. Впервые объединенные нации мирили огромную реку будущего возрождения целого народа. И я был одним из тех, кто этому способствовал, - так завершается наш разговор с Михаилом Молчановым.


ООН постоянно критикуют. Дескать, эффективность проводимых операций невысока и недешево обходится. Но как оценивать эффект? Если по англо-американским критериям, как в Ираке, то он равен нулю. О блестяще проведенной военной операции с применением сотен самолетов и вертолетов, тысяч танков и бронетранспортеров, десятков крупных боевых кораблей здесь даже не идет и речи. Насаждать на штыках военной коалиции демократию и западный образ жизни в Конго ООН также не собирается. И во внутренние дела страны не вмешивается.


Зачем привносить извне самобытным народам не свойственный им образ жизни и ценности? Западная цивилизация - всего лишь небольшой островок на нашей планете. Большинство людей на Земле не живут по подобным стандартам. И более того, не желают им следовать.


Каждый народ идет только своей дорогой. И никак иначе жить в мире пока не получается.


Объединенные нации помогают в прекращении конфликта, в восстановлении экономики, оказывают гуманитарную помощь. Число голодающих, гибнущих в конфликтах здесь значительно уменьшается. Хрупкий мир становится реальностью.


Великая река вновь объединяет народ. Единенное человечество, в свою очередь, сдает очередной экзамен на способность восстановить мир на земле одного из своих народов отнюдь не с помощью "миротворческих Томагавков".


***


фото: