«Праздник Троицы всегда приходится на начало лета, когда все в природе благоухает, радуется жизни, теплым солнечным лучам, ярким и долгим дням. Может, потому этот день с самого детства остался в памяти как символ живой, вечной природы, символ обновления и света.
Уже накануне праздника наш дом преображался: дети тащили с лугов и придонского леса охапки пахучей травы и веток, а мама с просветленным лицом украшала комнаты этой зеленью, посыпала пол травой. Мы ступали босыми ногами на мягкий ароматный травяной ковер и втыкали цветущие веточки за картины, зеркала. Так как цветов было много, мы расставляли их в ведрах, кувшинах, банках на полках, столе, на полу — везде. В душе было такое веселье, радость; как будто свершили какое-то таинство, известное только нам одним.
С богом мы этот праздник как-то не связывали, видимо, просто радовались, что наконец-то пришло лето, что солнышко светит вовсю, все цветет и благоухает в природе, и мы, дети, наконец, можем до головокружения дурачиться среди зелени, цветов и нести эту красоту в дом; ходить на речку, пруд, купаться и играть. Надышавшись чистым воздухом, набегавшись до позднего вечера, мы засыпали как убитые, убаюканные дурманящими запахами трав и цветов. Как неповторим этот аромат детства.
Да, Троица для меня — это праздник полного расцвета природы.
И. НОВОСЕЛЬЦЕВ. Потомственный казак, ветеран войны и труда».
Это письмо написано, по-видимому, неверующим человеком («с Богом праздник не связывали»). Нам оно интересно лишь своим настроем, приподнятостью чувств, свидетельством того, какое впечатление и радостное ощущение оставляют христианские праздники даже у далеких от Церкви людей. Но описанное автором — лишь оболочка праздника, внешняя сторона.
Для христиан Пятидесятница, которую мы отмечаем послезавтра, это в первую очередь исполнение всего, что предсказывал и обещал, чему учил Христос. Он проповедовал Царство Небесное — и вот оно раскрылось во всей своей красоте и совершенстве. Обещал, что Дух Святой откроет истину, — и это свершилось. Он (Дух) спустился на людей, и путь в Царство Небесное перестал быть тайной, и есть средства войти в него, подняться до святых угодников, до самого Христа. Все осветилось высшим светом, все наполнилось окончательным смыслом.
Коротко и в то же время достаточно глубоко и доходчиво, на наш взгляд, раскрывает внутреннюю сущность праздника Святой Троицы протоиерей Максим КОЗЛОВ в своей книге «О вере, Церкви и христианской жизни»:
«Праздник Святой Троицы, или Святой Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа на апостолов, — это день рождения Церкви. В этот день исполнились слова Христа Спасителя, которые его ученики услышали незадолго до земного расставания с Ним: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16). Утешитель — слово-то какое! «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
В день Троицы апостолы и другие ученики Христовы, собранные в Сионской горнице, слышат шум, гром, как бы раздающийся с неба, и на них нисходит Дух Утешитель видимым образом — как огненные языки над головами и как особые дарования благовестия на множестве языков народов мира — и остается в Церкви навсегда. И она существует именно реальностью действия в ней Святого Духа, прикосновение к Которому теперь возможно для любого человека. Этот дар Божий - не просто нечто, что мы можем созерцать, как свет, это не то, что мы можем вкусить, как яблоко, не то, что мы можем прочитать, как книгу. Нет. Это превышающее всякое рациональное понимание прикосновение к Самому Богу, к Божественному действию, к Божественной энергии, Божественной благодати, которое теперь через таинства возможно для каждого христианина в меру его духовного возрастания. Поэтому все историческое бытие Церкви - от апостольских до последних времен — наполнено поучениями святых отцов-подвижников об обо жении, о внутреннем изменении человеческого естества через соприкосновение с Божественной благодатью.
На второй день праздника, в день Духа Святого, Церковь прославляет «Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящего». Прославляет третье лицо Святой Троицы, Того, Кем «всяка душа живится» и чьей «чисто-тою возвышается». Так словами антифона церковного песнопения, которое мы слышим накануне каждого великого праздника, можно сказать о реальности Духа Святого, пребывающего в Святой Церкви.
Православие ведь не имеет никакого организационного центра. Православные люди молятся на разных языках, живут в разных культурах, приметно отличающихся друг от друга, да и сами богослужения могут довольно разниться. Тем не менее каждый, кто входит в православный храм в любой далекой и незнакомой ему стране, знает, что он входит в единство, которое дается только действием Святого Духа. И даже если в каких-то общинах раскольников и еретиков видимость духовной реальности еще сохраняется, но Духа Святого там уже нет.И в день Святой Троицы, и на следующий день — в день Святого Духа — мы празднуем тот дивный дар возможности жизни в Духе Утешителе, который имеем в Православной Церкви, но имеем не по причине наших каких-то там особенных заслуг, не потому, что мы лучше других как народ или как собрание неких избранных индивидуальностей, а просто — по милости Божией».