Главная >> 5 >> 16

Социальная сфера

В СЕЛЬМАГ - КАК НА ПРАЗДНИК


Именно с таким настроением отправляются сегодня в местные магазины за покупками жители рыбацкого села Каралат Камызякского района. Сельмаги отремонтированы. В светлых торговых залах широкий выбор товаров, в том числе и производства Каралатского потребительского общества. Это рыбное филе, фарш, пироги. В специализированном магазине "Мясо-рыба-овощи" продукция на любой вкус. Оборудован он в комплексе с кафе и аптекой, за что сельчане особенно признательны: не наездишься ведь за каждым флакончиком корвалола или зеленки в Камызяк, Астрахань. В магазине промышленных товаров, помимо одежды, обуви, все, что нужно в домашнем хозяйстве. Здесь же принимают заказы на крупногабаритные изделия: холодильники, мебель. В селе действуют парикмахерская, стол раскроя тканей. Сельпо предоставило землякам 40 хорошо оплачиваемых рабочих мест, оказывает постоянную спонсорскую помощь детскому саду, школе, больнице. За все это жители сердечно благодарны коллективу местного потребительского общества, возглавляемого Н.П. Шатовкиной. Говорила об этом с трибуны 132-го общего собрания представителей потребительских обществ Астраханской области глава администрации села Каралат, пайщица потребкооперации А.М. Сатарова.


Я не случайно начал эту статью с выступления Анны Михайловны. Кому, как не первому человеку в селе, виднее всего проблемы земляков и, конечно же, любые подвижки по преодолению бедности, созданию условий для достойной жизни. В Каралате налицо упорная, плодотворная работа потребительского общества в этом направлении, и подобный отзыв о ней дорогого стоит.


Что касается прошедшего собрания, повестка дня его была обозначена так: "О социально-экономическом положении потребительской кооперации Астраханской области в 2003 году и основные направления работы в 2004 году: борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью на селе". Сегодня, когда борьба с бедностью объявлена президентом страны В.В. Путиным, правительством Российской Федерации государственной, общенациональной задачей, на потребкооперацию, зародившуюся как дитя нужды, ложится особая ответственность за состояние общества, за улучшение жизни россиян, прежде всего жителей сельской местности. Ориентиром, что и как надо делать, служат для тружеников отрасли научно-практические конференции, организуемые Центросоюзом в разных регионах страны. Ну, а для нас еще и областная целевая программа "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 гг.", утвержденная постановлением губернатора А.П. Гужвина. Ее направленность - дальнейшее развитие потребительской кооперации области, усиление роли отрасли в решении социальных задач, повышение уровня жизни населения. Как же она выполняется? О чем свидетельствуют итоги минувшего года?


По всем основным объемным показателям: розничному товарообороту, общественному питанию, производству хлеба, кондитерских, колбасных изделий, заготовкам мяса, молока, яиц, овощей, плодов - программа года выполнена. Активизировалась работа по оказанию бытовых услуг, оказываемых населению. За счет этого, а также увеличения объемов во всех направлениях хозяйственной деятельности организовано 300 новых рабочих мест. Совершенствуются, становятся основной инфраструктурой села наши магазины. Сюда люди приходят теперь не просто за товаром. За чайными столиками ведут разговор о жизни, обсуждают политические проблемы. Тут же можно взять и почитать свежие газеты "Российская кооперация", "Волга". Во многих сельмагах зародились и функционируют народные библиотеки. Нередко и пенсии-то почтальон раздает ветеранам именно здесь. Ведь не секрет, что наши магазины зачастую реализуют товары местным жителям в долг, а получив пенсию, они рассчитываются с продавцом и тут же делают новые покупки. На благотворительные нужды потребкооперация области направила в минувшем году 2 млн. рублей.


Отрадно, что расширяется сотрудничество организаций потребкооперации с русской православной церковью и другими традиционными религиозными конфессиями. Это важный рычаг по возрождению нравственных и духовных ценностей среди сельского населения. А то получается, что одни заботятся о земляках - сооружают возле магазинов площадки для детей, высаживают деревья, устанавливают скамейки, чтобы и взрослым было приятно пройти по родному селу, отдохнуть на воздухе. Другие же все это портят, крушат. Так что мало думать о создании дополнительных рабочих мест. Важно и воспитанием земляков, особенно детей, молодежи, заняться. Убежден, что обращение к религии будет способствовать этому.


Но вернемся к рабочим местам. Понятно, что занятый полезным делом человек не станет действовать себе и другим во вред. Так вот, в минувшем году в области возрождены 42 ранее закрытых магазина в селах. Открыто 9 предприятий общественного питания, где организуются чествования ветеранов, молодежные дискотеки. В потребительских обществах ярко высвечивается тенденция к организации подсобных хозяйств. Сегодня их десять. Так что разведение крупного рогатого скота, лошадей, птицы - одно из важных направлений в деятельности потребительских обществ. Занимаемся и выращиванием, переработкой овощей, фруктов. Картофеля, к примеру, вырастили в прошлом году 200 тонн. Из-за отсутствия во многих селах хранилищ с населением заключили договоры на его хранение в ямках подворий. Так и с корнеплодами, и с солениями. Это ведь только укрепляет связь потребительских обществ с пайщиками. Сельпо же, в свою очередь, заботится о том, чтобы в продаже постоянно были комбикорма, удобрения, посадочный материал. Одних только комбикормов было реализовано за минувший год 350 тонн.


И хотя общий фон отрасли благоприятный, 15 наших организаций, среди которых ПО "Началовское", ПО "Икрянинское", ООО ПКФ "Транспортник" и другие, допустили за минувший год убытки. Некоторые руководители на местах увлеклись сдачей в аренду объектов отрасли. К примеру, в Харабалях, Черном Яру поспешили отдать в аренду предпринимателям хлебозаводы, причем по крайне низкой оплате. А если вдуматься - лишившись добротных производственных мощностей, самих же себя обокрали, лишили возможности вырабатывать разнообразную продукцию, получать прибыль. Раздаются голоса: а что было делать, если продукция не шла, если люди в том же Черном Яру предпочитают волгоградский хлеб? Вывод однозначен: надо более серьезно, вдумчиво, оперативно организовать маркетинг. Тут есть над чем поработать и правлению облрыболовпотребсоюза. Недопустимо раздавать магазины, другие производственные помещения отрасли в аренду или продавать. Пайщики, тем более завтрашние, нам этого не простят.


Не секрет, что многие потребительские общества добились стабильности в работе за счет рыбодобычи и переработки рыбы. Однако в этом сегодня немало проблем. На фоне того, что падают уловы, все заметнее и наши недоработки. При выделенной на прошлый год квоте 1200 тонн добыли мы 921 тонну рыбы. Продали ее в большинстве случаев в свежем виде. А ведь переработка: вялка, копчение, разделка на филе - это и разнообразный товар, и дополнительная выгода каждому потребительскому обществу.


Конечно, в связи с неразберихой, которая творится сегодня в управлении рыбной отраслью, у всех, кто связан с рыбодобычей, прежде всего у самих рыбаков, немало претензий к существующим правилам. К примеру, не допускается перераспраделение квот. Скажем, Володарскому райпо выделили лимит для вылова 342 кг щуки. Ну, а если щуки не окажется, пойдет окунь, другая частиковая рыба - как тут быть, чтобы не оказаться в нарушителях? И таких вопросов немало.


Но дело не только в рыбе. Сегодня мы ориентируем все наши потребительские общества на более широкий закуп у населения и переработку продукции животноводства, растениеводства. В этом и занятость сельчан, и разнообразие товаров на потребительском рынке, и залог благополучия жителей сел, которое непременно должно прийти в их семьи.