...На одной из выставок мой взгляд случайно "зацепил" две деревянные иконы, размещенные в неудобном для обзора месте.
- Это тоже из вашей экспозиции? -спросила я Анну Муравьеву, художницу из Богородского.
- Нет. Иконы делает Андрей Кондратьев.
Я продолжала задавать вопросы по теме, но золотистая красота православных ликов не отпускала меня.
Освободившись, я поспешила к иконам. Около них уже плотной стеной стояла публика. Пришлось выждать четверть часа, чтобы насладиться удивительным творением в полной мере. А чуть позже я поговорила и с автором - художником-резчиком из подмосковного Красноармейска Андреем Кондратьевым.
- Окончил Богородское художественное училище по факультету "Скульптура". Работал резчиком-реставратором в Московской Патриархии. А еще увлекался резными гербами. Подготовил небольшую экспозицию российских гербов и резной же Храм Христа Спасителя и показал в Германии. На одной из выставок ко мне подошел человек и спросил: "А вы икону резать не пробовали?".
Вопрос этот меня крепко зацепил, и, вернувшись в Россию, я сделал коллекцию "Двунадесятых праздников".
- Вот так просто?
- Конечно, не вдруг. Пришлось исходить не только все столичные музеи, многие подмосковные церкви, Николо-Угрешский монастырь и Троице-Сергиеву Лавру, но и самому осмыслить, насколько должен быть глубок замысел художника. Я бесконечно благодарен одной старушке, которая провела меня в музей Троице-Сергиевой Лавры, увы, он открыт не для всех. Шедевры, которые мне там довелось увидеть, помогли ответить на многие вопросы.
- Скажите, пожалуйста, Андрей, откуда появились на Руси резные иконы?
- На Русь их привезли из Византии. Иконы изготавливались из твердых пород дерева или из кости. И почитались они наравне с писаными иконами. Время расцвета резной иконы продолжалось до XVI века. И немало было на Руси храмов, среди них я бы выделил храмы, посвященные Николе Угоднику и Параскеве Пятнице, где стояли их резные образа. Но после церковного раскола резная икона была запрещена как наследие язычества и католицизма.
В наше время этот вид искусства стал возрождаться. И каждый художник-резчик привносит в него собственное видение, перерабатывая плоский стиль иконописи в горельефную, барельефную резьбу.
- То есть вы не просто копируете икону, а вносите и что-то свое?
- Тут так сказать нельзя. Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный остаются столпами русской иконописи, на которые я опираюсь в своем творчестве. Я смотрю на репродукции икон, выполненных ими. Учусь, рисую, перерисовываю. И пытаюсь из плоского изображения перенести на деревянное панно в горельеф в три четверти. При этом я разбираю, что в иконе главное, а что -второстепенное. И, работая на дереве, разделяю: первый план, второй, второстепенный, дальний фон. И если мы всмотримся более тщательно в деревянное полотно иконы, то увидим: сам сюжет - на первом плане, второстепенные лица удалены. И это я считаю не моей заслугой, но моим видением данной работы.
- Перед тем как приступать к работе, вы спрашиваете благословения?
- Раньше я не спрашивал благословения, но работал с отцом Николаем, настоятелем нашей
Никольской церкви, что в Красноармейске. Сама церковь эта достаточно старая, XVII век.И если у меня возникали проблемы, связанные с церковными канонами, батюшка мне объяснял. Он же помогал и с материалом. Нынче я советами отца Николая продолжаю пользоваться, но и благословения прошу.
- На иконы какую древесину используете?
- В основном липу. Представьте, вы работаете над образом Богородицы, а у нее на лике проступила текстура. Люди воспримут это как порок. Поэтому для икон я беру липу: она мягкая, однородная, однослойная. И у нее нет ярко выраженной текстуры. И для человека такая икона хороша - она спокойна, мягка. Она располагает к размышлению, молитве.
А для другой работы подходит только сосна. Помните, как у Алексея Толстого полено требовало у мастера вырезать из него мальчика Буратино? Я, когда стал заниматься иконами, только тогда смог оценить эту сказку. Конечно, мои чурбачки молчат, но собственным видом подсказывают, что из них требуется сотворить. И тут уже моя работа отходит на второй план, дерево творит свою лесную быль.
Леонид ПОРОШКОВ (фото).