Оно повторяется из года в год и до сих пор не поддается рациональному объяснению
Много приходилось слышать и читать о Туринской плащанице с запечатленным на ней образом Христа, а вот о "Благодатном огне", нисходящем на свечи верующих в Иерусалимском храме узнал совсем недавно от знакомых паломников-красноярцев, побывавших на Пасху в Иерусалиме. Не могли бы вы рассказать об этом явлении подробнее, и существует ли какая-либо научная версия столь чудесного и регулярно повторяющегося события?
Д. Арефьев, Красноярск
Для начала, о том, что достоверно известно. "Живой Благодатный огонь" загорается ежегодно в канун православной Пасхи (в "Великую субботу") в иерусалимском Храме Гроба Господня при стечении огромного числа паломников и просто любопытных. Происходит это в течение многих веков, и ни разу еще данная "традиция" не прерывалась.
То, что нисхождение огня "случается" именно на православную Пасху, а не католическую, является, кстати, одним из серьезнейших аргументов в спорах между Западной и Восточной церквями в пользу Восточной. Однако в этот день никто не разделяет пришедших в храм людей по конфессиям. Более того? все христианские церкви "владеют" Храмом по очереди, а также имеют в нем закрепленные за ними "участки". Непосредственно над местом захоронения Христа, внутри Храма Гроба Господня находится часовня-кувуклия. В нее - то и нисходит огонь во время молитвы Патриарха Иерусалимского.
В преддверии "страстной субботы" кувуклия тщательно осматривается иерусалимской полицией (люди православного вероисповедания к осмотру не допускаются), после чего запирается и опечатывается. Теперь войти в нее может только Патриарх в ходе совершаемой им молитвы. При этом он подвергается не менее тщательному "досмотру", который облегчается тем, что одет Патриарх очень легко (полотняный подрясник на голое тело). Пронести в кувуклию какие-либо зажигательные средства и горючие вещества в этих условиях практически невозможно.
Огонь не обжигает
Примерно в час дня начинается молитва, и длиться она может от нескольких минут до нескольких часов. Огонь загорается не сразу и, судя по свидетельствам очевидцев, не только в самой часовне. Возгоранию предшествует некое движение воздуха, которое ощущается всеми присутствующими; возникает "марево" и появляются "сполохи". При этом огонь может нисходить не только на свечи, которые держит молящийся в кувуклии Патриарх, но и на часть свечей в руках паломников (хотя это случается довольно редко). Одна из красноярских паломниц, побывавшая в Иерусалиме в этом году, утверждает, что у нее свечи также зажглись самопроизвольно, в момент, когда она находилась на Голгофе, т.е. достаточно далеко от кувуклии.
А в прошлом году один из паломников - красноярцев уловил объективом сам момент схождения огня. Сначала, проявив пленку, он подумал, что один из кадров просто засвечен (на нем отражались какие - то неясные блики), однако, увидев готовую фотографию, он просто ахнул: камера запечатлела язык пламени (или столб света), который, словно комета, несется к свече. Примечательный момент: все паломники хором подтверждают давно известный факт - первые 15-20 минут огонь не обжигает - его можно спокойно подносить к оголенным участкам тела. Но и после истечения этого времени Благодатный огонь ведет себя "не совсем естественно", то есть заметно менее "агрессивно", нежели обычное пламя.
Религиозное "ноу-хау"
Возможностей "рациональным" образом объяснить данное чудо (событие, противоречащее законам физики) есть только две: первая - фальсификация, вторая - некая научная теория. Что касается науки, то она пока бессильна. Робкие высказывания ученых по поводу "холодной плазмы" и совпадения некоего электрического разряда с фазами Луны и, соответственно, с датами "плавающего" праздника Пасхи не выдерживают никакой критики. Во - первых, почему "разряд" случается всякий раз в одном месте (и именно у Гроба Господня)? Во - вторых, почему он не привязан к фазам Луны жестко? Ведь Православная Пасха в случаях, когда она совпадает с иудейским праздником Песах, на одну неделю переносится.
С "фальсификацией" тоже непросто. Можно, например, предположить наличие неких современных технологий, используемых фокусниками - иллюзионистами и т.д. Но ведь данных "ноу-хау" просто не могло быть 50, 100, 200, 500 лет назад? А каким образом достигается эффект "холодного пламени"?..
И потом, такой более чем длительный заговор, если он существует, требует посвящения в него целых поколений мистификаторов (своего рода "рабочих династий") и, можно сказать, сверхчеловеческой конспирации. Неужели за сотни и сотни лет никого из "поджигателей" не замучила совесть, никто из них не проболтался или не возжелал продать "секрет" православного чуда конкурентам - католикам, например, или мусульманам ?
Такие вполне очевидные вопросы убедительных ответов пока не имеют, а это значит, что чудо нисхождения Благодатного огня продолжает оставаться чудом. Кстати, перед желающими приобщиться к нему непреодолимых трудностей не возникает. Существуют специальные "пасхальные" туры в Иерусалим, в которые можно отправиться в качестве паломника или просто туриста, уложившись "на все про все" в 1500 долларов.
Неужели за сотни и сотни лет никого из "поджигателей" не замучила совесть, никто из них не проболтался или не возжелал продать "секрет" православного чуда конкурентам-католикам, например, или мусульманам?
***
Из истории благодатного огня
В иерусалимском Храме Гроба Господня проходят службы всех конфессий (православной, католической, армянской апостольской), но однажды - в 1579 году - армяне попытались "узурпировать" Храм, договорившись об этом с исламскими властями. В ту страстную субботу внутри находились только армяне, другие христиане молились снаружи, и благодатный огонь не сходил в кувуклию несколько часов. Неожиданно последовал разряд молнии, ударившей из храмовой колонны, и свечи молящихся снаружи зажглись. Кстати, трещина в колонне осталась по сию пору незаделанной. В другой раз (уже в наше время) православный патриарх попросил иерусалимскую полицию не допускать в Храм арабов. Те всегда ведут себя очень шумно, а порой даже экзальтированно, мешая молящимся, сосредоточиться и т. п. Благодатный огонь в тот день также задержался на несколько часов. Патриарху же было видение, в котором Бог спросил его: "Почему не пускают в храм детей моих?" После этого всех желающих допустили к Гробу Господню, и огонь зажегся.