Главная >> 5 >> 16

Когда душа не сохнет

Под уже порядком надоевший гул турбин он снова и снова возвращался к невеселой мысли: "Вот и в Сибирь лечу, как там поживется?" Епископ Тихон раньше дальше Кургана не добирался. А тут Новосибирск - незнакомый, холодный... Очевидно, и люди там под стать климату: суровые, немногословные, хмурые...


Сибирью его пугали всегда. И москвичи ее очень боятся. Отец, Григорий Степанович Емельянов, в годы сталинских репрессий был на лесоразработках под Иркутском. После возвращения не раз говорил подростку-сыну, рвущемуся в суровые края: "Там нечего делать! Интересно побывать где-нибудь в центрах цивилизации, а в Сибири - снег, мороз..."


И вот теперь самому придется испытать все "прелести". Но, встретив очень теплый прием, сразу успокоился.


Вспоминая об этом, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон улыбается.


Когда второй раз, по воле печальных обстоятельств (кончина епископа Сергия), владыка оказался в Новосибирске, в аэропорту его встречали журналисты. Кто-то из них сказал: "Как хорошо, что вы снова у нас!" Такое слышать было приятно.


К этой беседе я шел долго. В Венгерово года два назад проходила презентация сборника стихов местных поэтов. После теплой встречи в зрительном зале Дома культуры нас повели обедать. Так я оказался за одним столом с владыкой. Он был в хорошем расположении духа: шутил, рассказывал интересные истории. Я видел перед собой остроумного, доброжелательного, много повидавшего и испытавшего человека. Странно, почему я считал его раньше немногословным и закрытым?


После бывал на заседаниях клуба областного общества книголюбов "Воскресные встречи с архиепископом Тихоном". Здесь собиралась местная интеллигенция. И снова - поучительные истории с неординарным сюжетом. Так хотелось записать эти страстные монологи на диктофон, но не решался: вдруг моя затея не понравится хозяину.


Встреча с трапезой


И только недавно владыка согласился на беседу. Назначил встречу в трапезной епархиального управления.


- Родился я в 1948 году в Воронеже: черноземная зона, хороший климат. Небольшие морозы зимой и лето в меру жаркое. Все хорошо растет.


Родители мои познакомились на фронте, в госпитале, на Курской дуге. Отец призывался под Иркутском. Мама, Екатерина Тимофеевна Ларина, из Липецкой области. Отца отправили в госпиталь в Бийск. А через два года они встретились опять, уже под Киевом. И до конца войны не разлучались. А после войны приехали в Воронеж, где жила мамина мама - моя бабушка, у нее поселились и создали семью. Рядом был свободный участок земли, родители построили дом. Родили четверых детей: дочерей - Веру, Надежду и Любовь, и меня - Леонида.


Мы учились в средней школе, которая находилась на окраине Воронежа, сейчас это почти центр.


- Слышал, что вы и в армии успели послужить...


...и даже получить диплом товароведа промышленных товаров (улыбается). Но именно в армии решил посвятить дальнейшую жизнь вере. Думаю, что влияние на меня оказал муж моей старшей сестры - священник. Во время увольнений я приходил к ним в гости. У родственников была хорошая библиотека духовной литературы, я прочел много книг.


- Как к вашему решению отнеслись родители?


- Не скрою, отец был против, он хотел, чтобы мы стали начальниками или учеными. А в маминой семье были люди глубокой веры. Мой дед пел на клиросе, в его роду - несколько поколений священнослужителей.


Нас воспитывала бабушка - мамина мама. Она окончила четыре класса церковно-приходской школы. И прекрасно все помнила. Первое, с чего мы начинали,


- изучение церковно-славянского чтения. Бабушка брала книгу, открывала ее: "Учитесь читать".


Она знала, конечно, что-то из богословия, церковные праздники, Священное Писание. Мы, ее внуки, постоянно посещали храм.


- Когда начались ваши церковные "университеты" ?..


- После армейской службы я поехал в город Переславль-Залесский Ярославской области, на родину Александра Невского, и там год при храме работал. Как-то мне настоятель говорит: "Наши бабушки и сами кадило подадут. Тебе надо учиться, поступай в семинарию".


Конечно, Переславль мне запомнился


- русский старинный город. В центре еще сохранилось укрепление - земляной вал, древний очень. Там было много старинных икон, около сорока храмов. Древняя православная культура. Это наложило свой отпечаток.


Позже я поступил в семинарию и много лет поддерживал с Переславлем отношения. И не только со священниками, но и с бабушками, которые там трудились при храме.


В семинарии, конечно, особая жизнь, похожая на армию. Но только матом не ругаются (владыка засмеялся).


Учеба шла хорошо, и меня сразу заметили. Церковь в то время нуждалась в кадрах. И митрополит Питирим, ныне покойный, в 1976 году пригласил меня в издательство Московской патриархии и иподьяконом к себе, помогать при богослужении.


Напомню, что митрополит Питирим - москвич. Школу я прошел очень хорошую. Мы не просто занимались изданием или переизданием каких-то статей, книг, но и исследовательской работой. Ходили в библиотеки, в архивы.


Со временем взялись за архивы духовных академий. Разделили сотрудники издательства между собой Киевскую, Санкт-Петербургскую, Казанскую и Московскую академии. Мне по жребию досталась Казанская академия. Много лет ездил туда, изучал архивы, работы преподавателей и студентов.


Евангелие на тунгусском языке


Казанская академия была миссионерской, с направленностью на Сибирь (подготовка для монгольской миссии). И там я видел переводы священных писаний на языки малых народов, в том числе Евангелие на тунгусском языке.


У митрополита Питирима сначала я возглавлял отдел церковной проповеди, затем, самый объемный, - отдел церковной жизни. После окончания аспирантуры стал заместителем митрополита, принял монашество, поступил в братство Троице-Сергиевой лавры.


- Видно, что вы, владыка, человек упорный...


- Не мне судить, но, когда окончил академию, вызывает ректор, нынешний митрополит Киевский Владимир, и говорит:


"Вы зачислены в аспирантуру". А аспирантура готовила к международной деятельности. Там были интересные предметы: "Международное положение", к примеру, читали преподаватели из МГИМО. Или - "Современное положение западных церквей", "Русская религиозная философская мысль". В общей сложности одиннадцать лет я учился в Московской духовной школе. Возможно, и удача сопутствовала, но, как известно, учеба - повседневный труд. Этого я не забывал никогда...


- Когда окончил аспирантуру, митрополит Питирим назначил меня своим заместителем, - продолжает архиепископ Тихон. - Через два года я попал в Свято-Данилов монастырь. Как раз тогда готовились к тысячелетию Крещения Руси. Я был обычным монахом, хотя в сане архимандрита. Занимался богослужением. Потом стал помощником эконома, на мне лежало все монастырское хозяйство. Далее трудился экономом в монастыре, наместником. Моего предшественника послали епископом в Ростов.


Мы отпраздновали тысячелетие Крещения Руси. Много перемен выпало на это время. Вспоминаю, как Хрущев говорил, что последнего священника в восьмидесятых годах покажут по телевизору.


- Показали?..


- Да! Но не последнего, а первого - им был я! В программе "Время" меня показывали, было это в 1988 году, как раз перед приездом в нашу страну Рональда Рейгана. К нам пришли тележурналисты, говорят: "Нам разрешили снять священнослужителя". И взяли у меня интервью о подготовке к празднику.


Потом пошло: в день было по пять-шесть интервью и до тридцати делегаций. В Данилов монастырь стали приходить жены министров. Сами министры еще побаивались.


- А еще говорят, что перед первым приездом в Новосибирск вы попали в автокатастрофу. Это так?


- Было дело... До приезда в ваш город я был в Чехословакии. Январь, сильнейший гололед - и наша машина соскочила с дороги. Так я оказался на больничной койке с переломанной рукой. Восемь месяцев пролежал в больнице. Была неудачная операция, рука плохо срасталась. И поэтому в Новосибирск я попал только в августе 1990 года.


А в 1995 году патриарх пригласил в Москву, теперь уже главным редактором издательства. Но с декабря 2000 года я снова в Новосибирске.


- Сейчас вы учите духовной жизни прихожан. А когда-то, будучи ребенком, сами слушали наставления взрослых. Какое больше запомнилось?


"Леня, хочешь покурить?"


- Я никогда не курил и отец - тоже. А его отец делал это с большим удовольствием. Думаете, почему я не курю (заговорщически улыбается собеседник)? Когда мне было лет пять, мой дедушка только что вернулся из ссылки. У него цинга, ни одного зуба не было. И воспаление желчного пузыря.


И вот, помню, он лежит на кровати, курит. Янтарный мундштук у него, сигареты "Волна" - коротенькие такие. Я подошел к нему и с таким интересом смотрю. Он говорит: "Леня, хочешь покурить?"


Я отвечаю: "Очень хочу!"


Он: "На, покури".


Я затянулся изо всей силы. Помню, у меня и слезы, и все - закашлялся.


Дед спрашивает: "Плохо?"


Отвечаю: "Плохо!"


Дед: "Ну вот, не кури никогда!"


И я рассказал об этом отцу. Он говорит:


"Он и со мной так сделал".


А мать, узнав эту историю, сказала: "А ты знаешь, очень много значит, каким словом тебя старшие напутствуют". Выходит, что дед сам не смог расстаться с вредной привычкой, а нас с отцом не допустил до нее.


Чтобы прокормить семью, отец много работал. Но и отдохнуть мог интересно. Он очень любил читать, выписывал массу газет и журналов. Телевизор не жаловал, считал, что от него пользы мало. Отец не раз нам говорил: "Государство дает вам образование. Посмотрите на Запад: люди ищут работу, стараются чему-то научиться, платят за учебу. У нас - все бесплатно. Учитесь, пожалуйста!"


Я, например, в детстве этого не понимал. Для чего она нужна мне, эта учеба? Обязанность что-то повторять, что-то учить.


Мне нравится, как американские учителя для примера школьникам говорят поучение о двенадцати бананах. У группы учеников двенадцать бананов. Кто сколько съест? Некоторые отвечают: по справедливости - по два или по три. А учитель говорит: все съест тот, кто будет лучше всех учиться!


Теперь я понимаю, почему отец говорил нам: "Учитесь, пока есть время и возможности". И, действительно, сейчас куда ни приходишь, везде спрашивают: какое образование? что вы умеете? Одно дело - учить человека, а другое - взять уже обученного. И я благодарен родителям, что они вывели нас в люди. У отца, а ему сейчас 87 лет, было шестиклассное образование. Маме - 82 года. Сколько в них житейской мудрости и терпения. Они живут в Воронеже, в том же доме, где я родился.


Кстати, роды принимала моя бабушка. Она сказала: "Хозяин родился!"


- Чаще всего дети сближаются с бабушками или дедушками. Те не так строги, могут понять, пожалеть, наконец, побаловать. У вас так было?..


- Я помню, как мама, бабушка и тетя на все праздники шли в храм - и утром, и вечером. Они не просто ходили в храм, а и дома читали правило. К бабушке придешь - она стоит на коленочках, молитвы какие-то повторяет. Молитва - это самое трудное занятие. Не зря же говорят, тяжело Богу молиться и долги отдавать. Помню, как нас непринужденно укрепляли в вере. Бабушка берет книгу "Житие святых". Потом я узнал, что "Житие Алексея - человека Божьего" - это было самое читаемое издание на Руси.


И вот она мне дает книгу и говорит: "Ну-ка, почитай". А сама сидит и комментирует. Не просто слушает. Я же многого не понимаю. Ну как же так, человек отказался от семьи. Как это ребенку усвоить - в семье кормят, обстирывают, как говорится, и все такое. А тут вдруг человек отказался от семьи и уже под видом странника пришел в свой дом и жил в сарае.


И мы бабушку за то, что она с нами так занималась, любили больше, чем маму. У бабушки было четыре зятя, и они ее не просто любили - боготворили. Обычно считается, что теща - самый вредный человек. Однажды спросил у отца: "Пап, все зятья ругаются с тещами, а почему же ты никогда с бабушкой не ругаешься?"


Он говорит: "Но у нас же не теща, у нас - патриарх!"


Бабушка, Царство ей небесное, всегда умела себя правильно поставить в любой ситуации, найти нужное слово. Это был удивительнейший человек!


У нас до сих пор остались нормальные отношение между детьми и родителями, мы помнили заповедь: чти отца своего.


К сожалению, иногда человек склонен забывать родителей. Но они же подарили нам жизнь. И молодые когда-нибудь станут стариками и так же будут нуждаться в утешении и внимании со стороны своих детей. И как жаль стариков, которых обижают молодые.


Дружите с умными


Я старею, а слова бабушки, ее уроки помню отчетливо. Часто с молодежью встречаюсь и ее слова говорю: "Ребятки, самое главное - не дружите с дураками! Дружите с умными! Потому что, с кем поведешься - от того и наберешься!"


Владыка говорит, что он похож на отца, правда, тот невысокого роста. И мама такая же. А мамины родственники - крупные, просто силачи. Бабушка рассказывала: ее братья развлекались тем, что через палисадник пересаживали корову.


Сделав небольшое отступление, архиепископ Тихон продолжил:


- Между собой, как в каждой семье, родители, конечно, ссорились, но когда дело касалось нашего воспитания, они сразу объединялись. Если мать чувствует, что мы выходим из-под ее влияния, говорит: пожалуюсь отцу. На нас это угроза сильно действовала.


А бабушка рассказывала, что ее муж - очень добрый человек, пальцем никого не тронул. Но, оказывается, он никогда не играл с детьми. И поэтому, если он хотел какую-то нежность проявить, погладит по голове. И все!


Да, действительно, я много читаю по нормам воспитания. Если ты с ребенком играешь, он тебя воспринимает как ровесника. Убежден, отец не должен играть с ребенком! Нужна дистанция!


Отец меня многому научил, мы с ним ни одного выходного не отдохнули. Помню, как всегда что-то делаем: чиним забор, мастерим клетки, красим крышу или собираем урожай. И, чтобы мы не болтались без дела по улицам, отец, уходя на работу, нам всегда давал задание.


- Должны ли родители наказывать детей?


- Думаю, без этого не обойтись. Но делать это нужно без злобы и жестокости. Помните, что перед вами - не смертельный враг, и надо его и свои силы соизмерять.


Если нас родители наказывали, это было чрезвычайным происшествием. Они просто хотели нас уберечь от чего-то. Ребенок увлекается, не понимает, что может стать инвалидом после какой-то игры. И поэтому там, где существует такая опасность, наказание должно быть жестче.


А от бабушки мы грубого слова никогда не слышали. Мне хотелось, чтобы она меня любила. И я старался делать так, чтобы быть достойным этой любви...


Давно уже остыл чай, а беседа продолжалась.


- Вера бывает осознанная и неосознанная. С детства считал себя верующим, чувствую, что есть Бог. Помню, как в школе ученики первым делом спрашивали:


есть ли Бог?


Наша учительница Елена Петровна отвечала так: "Я считаю, что Иисус Христос был исторической личностью". Через много лет узнал, что она цитировала слова Сталина. А одна моя учительница сказала, что Бога нет, и все.


Анализирую: "Интересно, мама и бабушка говорят, что Бог есть. А учительница, что нет. Кому же верить?" Потом думаю: не могут же меня мама и бабушка обманывать. Ведь я-то их родственник. Может, учительница лукавит, я же ей чужой. Она мне это говорит, потому что работает на такой должности. Не помню, сколько мне тогда было лет, но такие рассуждения у меня были.


То, о чем рассказывала бабушка, стали говорить и в семинарии. Правда, на более высоком уровне - богословском. Чувствую, что моя душа откликается. У меня не было такой борьбы, как у некоторых людей, которые находятся между верой и неверием. Я с самого детства чувствовал, что эта вера во мне жила.


Язык знакомит с родословной


- Священники - образованные люди. Какой предмет вам больше нравился, когда учились?


- Конечно, церковно-славянский язык.


- Он же трудный...


- Трудный, но интересный. Понимаете, для меня это как бы знакомство с родословной своей. Откуда же появились наши слова? Многими словами мы пользуемся, но не знаем их корней. Что слово означало в древности? Оказывается, некоторые очень трансформировались, допустим, слово "прелесть". "Какая прелесть!" А на самом деле, это означает "ложное духовное состояние".


Для меня были постоянные открытия в церковно-славянском языке.


В семинарии хорошо было поставлено преподавание церковного пения. У меня


- баритон. В семинарии все поют: хочешь


- не хочешь, умеешь - не умеешь. Будущий священник должен это делать.


В советское время был жесточайший отбор в священники. За всем же смотрели уполномоченные Совета по делам религий. Они все документы наши просматривали. И разрешали брать в основном с восьмью классами.


Мне пришлось скрывать, что у меня окончен техникум. А с высшим образованием вообще не разрешали поступать. Для того, чтобы уровень церковнослужителей не поднимался. И проповедь мы должны были возить уполномоченному Совета по делам религий. Не дай Бог, чтобы лишнего не сказали.


Только митрополит Никодим добился того, чтобы в Ленинградскую академию брали с высшим светским образованием. Потому что ему нужны были священнослужители для международной деятельности


- чтобы не выглядели профанами. А из москвичей вообще никого не брали в духовные школы, поэтому контингент был из Западной Украины. Сейчас они все перешли в католическую церковь.


Привлекало и догматическое богословие, хотя там сложные понятия. Конечно, интересна и история Священного Писания, особенно Ветхого Завета. Когда читаешь без подготовки Библию, то трудно понять географические названия, названия городов и стран. Современному читателю они мало что говорят. Где это было, что это за страны?


Теперь, получив семинарское, академическое образование, считаю, что достаточно хорошо представляю историю древнего мира. И когда я попал в Каире в музей, где находится гробница Тутанхамона, по-другому стал понимать древнюю цивилизацию.


Есть просто предмет, допустим, Ветхий Завет, а есть история Ветхого Завета. И вот там как раз все ссылки. Когда же этот фараон жил, с кем торговали халдейские цари? При царе Соломоне Израиль разбогател так, что на щитах у царской гвардии были золотые пластинки.


На чем разбогатели? Оказывается, они в Саудовской Аравии покупали лошадей и продавали их в Европу. А в Европе покупали колесницы и продавали Саудовской Аравии. Потому что колесница - это тогда все равно, что легкий танк.


Думаю, что изучение истории Священного Писания мне многое дало.


- Сестры - люди церковные?


- Все мы, можно сказать, на службе церкви. Старшая сестра, я уже говорил, замужем за священником, он служит в Подмосковье. Она окончила экономический факультет Воронежского университета, практику отработала, вышла замуж и на этом вся карьера окончилась - семья отнимает много времени.


Средняя сестра окончила техникум, потом - фармацевтический институт. И одновременно училась в иконописном классе Московской академии. Из Воронежа ездила поездом, тогда это недорого было. Десять лет проучилась. Потом в институт изобразительных искусств поступила. Ей нужно было, кроме иконописи, изучить еще живопись. Она и этот институт успешно окончила. И сейчас сестра в монастыре, в Эстонии, пишет иконы. Мне кажется, очень хорошо пишет.


А младшая окончила исторический факультет Воронежского университета. Сейчас преподает в московской школе...


Оставить добрый след


- Больно смотреть на детей-сирот, которые появились в годы перестройки. Закрываются детские сады, в них открываются приюты. В чем причина? Не только, наверное, в нехватке денег у родителей?


- Страшно, когда вымирает население. Во многих странах - демографический взрыв, а у нас такое. Но я думаю, что это, прежде всего, от неправильного воспитания. Это самое главное! Потому что любовь к ребенку - это тоже любовь к человеку, к ближнему, желание дать жизнь другому.


Есть человек - творец, созидатель, а есть разрушитель. И этот эгоизм мы не считаем болезнью, не считаем пороком. Ну пожить для себя, нарядиться для себя... "Ну как, с детьми провозились, а сами жизни не видели", - рассуждают многие.


А человек, который любит созидать, хочет, чтобы у него и рыбки были, и птицы рядом жили, и садик, и дерево. Не зря же повторяют вечные истины, что человек должен посадить дерево, построить дом, наконец, родить сына. Смысл жизни в том, чтобы оставить после себя добрый след в жизни, созидательный.


Да, мы бедно живем. Но разве в Латинской Америке, где я был, лучше? Там во многих семьях по пятнадцать и больше детей.


У нас же это не так давно было. Детей любили и помногу рожали. Наша бабушка - шестнадцатый ребенок в своей семье. Она сама родила девять детей, мама - четверых.


Уверен, что любовь к ближнему и порождает демографический взрыв. Мы не учитываем, что на Западе очень сильно религиозное влияние. Счастье там не в том, что у тебя дома, к примеру, современный телевизор или мягкая перина, а чтобы было много детей.


Даже в Соединенных Штатах Америки самое малое в семье по три ребенка. За десять лет преобразований население нашей страны сократилось на несколько миллионов, а американцев в США стало на 50 миллионов человек больше.


Печально оттого, что смещены ценности. Цель и смысл жизни переведены в материальные понятия. Но не все так плохо. Недавно был в Турнаево - освящали построенную часовню. Оказывается, в деревне полно многодетных семей: по пять- восемь ребятишек в каждой.


Наши сестры милосердия создали организацию по защите жизни нерожденных детей. И неплохо у них получается. Они ходят по клиникам, беседуют, и молодые матери-одиночки сохраняют своих малюток.


Но будущие матери, конечно, просят, чтобы им помогли. Им трудно одним воспитывать детей. Мы для них собираем вещи, иногда деньги на питание даем. И многие женщины отказываются от такого шага - убить собственного малыша. Даже звери этого не делают.


Разве кто-то скажет: отруби голову своему попугайчику! Или - кошке! Не отрубишь! А то - собственный ребенок...


- Часто ли вы бываете за границей?


- При издательстве работал выставочный центр. И вот митрополит Питирим посылал меня с выставками религиозной жизни. Был во Франции, в Западной Германии. В Европе, конечно, немножко другая обстановка. Там проблемы мусульманства. Европейцы тоже с детьми возиться не желают. Но все-таки такого-то нет, как у нас, - вымирания населения.


Недавно ездил в Италию. Люблю паломнические путешествия. В 1992 году мы собрали двадцать новосибирцев и повезли в Палестину на две недели. Чувствовали себя совершенно по-другому. Были на исторических святынях. Впечатления, конечно, незабываемые. И мы между собой подружились, до сих пор поддерживаем отношения. Нам, людям разных национальностей, взглядов и убеждений, была дорога Святая земля.


- В Москву не тянет?


- Убедился, что в Сибири народ лучше. Когда я пожил здесь до 1995 года и вернулся в столицу, не узнавал людей. Настолько они изменились по сравнению с новосибирцами. Здесь, я заметил, какой-то духовный подъем. А в столице - деградация под влиянием неправедных денег, которые собрали со всей России.И многие из-за этих денег просто потеряли человеческое лицо. Я смотрю, уже дружбы нет - меркантильность: "Ну, а что с тобой беседовать? Сколько ты стоишь? Стоишь ли ты моего времени?" Вот на таком уровне.


Считаю, что нужно тренировать в себе чувство человеколюбия. Потому что польза от этого прежде всего тебе. Тогда ты не возьмешь лишний кусок, зная, что есть другие люди, которые чего-то тоже хотят. А ведь как часто люди обрастают лишними вещами, капиталами, считая, что жизнь станет от этого легче. А на самом деле вся она превращается в заботу о своем добре. Душа сохнет. Получается, что все есть, а радости нет.


Некоторые представители партий заявляют: "Вот мы к власти придем, тогда будем социальное благополучие создавать". Говорю: "А кто мешает вам делать это сейчас? Выделите людей, чтобы они ходили по тюрьмам, по больницам. И чтобы это был не разовый порыв. Чтобы они пришли, сказали, и стало легче. А им и сказать нечего. Потому, что если вы пришли с пустым сердцем, что вы там будете говорить? А духовный человек имеет слово утешения".


Думаю, что, когда мы будем в себе пробуждать духовные чувства человеколюбия и дружелюбия, тогда и жизнь наша будет счастливее.