Главная >> 5 >> 16

ЯРИЛКИНЫ ХИТРОСТИ

"Ярилины игрища" хоть и приурочиваются к какому-либо православному празднику, но очень далеки от христианских правил и всегда носили самый разгульный характер: люди пили без меры, пели нескромные песни, плясали, разбивались на парочки


Волочился Ярило по всему свету: полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногой ступает, там жито копой встает, куда он смотрит, там и колос зацветает... Таков Ярило. Надо сказать, что, помимо высших богов, у восточных славян существовали божества рангом пониже. Они властвовали над природой, над плодовитостью людей, скота, урожаем на полях, плодородием почвы. От благосклонности этих божеств крестьяне зависели гораздо больше, нежели от покровительства далеких и высоких богов. Но, несмотря на то что в русских письменных источниках не сохранилось свидетельств о Яриле, это божество оставило огромный след в народных верованиях и в календарных обрядах. Вплоть до сегодняшнего дня в русских селениях отмечают Ярилин день - празднества в честь Ярилы. Лингвисты доказали, что само имя "Ярило" означает весну, а также состояние любви и готовность производить потомство. Древний корень "яр" (свет, огонь), к которому восходит имя Ярило, имеет именно эти значения. Глагол "ярить (ся)" в русском языке означает "горячиться, кипятиться", а также "разжигать любовное желание". Слово "ярость" в некоторых русских диалектах означает "похоть, возбуждение", а в украинских диалектах - "страстность, пыл, любовную готовность". Вот и получается, что "Ярилкины празднества" проводились в честь возрождения природы и любви.


"Ярилины игрища", "Ярилины гулянья" или просто "Ярилки" обычно проходили с апреля по июнь (до Петрова поста) и; как правило, были приурочены к какому-либо церковному празднику, хотя характер этих гуляний был очень далек от православных правил. "Ярилины игрища" всегда носили самый разгульный характер. Люди пили без меры, пели нескромные песни, плясали, разбивались на парочки. В Рязани, например, "ярилки" праздновались вообще ночью, причем неженатая молодежь семейных на гулянья не допускала. Собиралась молодежь на большом холме, который назывался "Ярилкина плешь". Кстати, оказывается, слово "плешь" во многих русских говорах означает не что иное, как детородные органы. Получается, что совокупность двух слов - "Ярило" и "плешь" -только усиливает их значение.


Известно, что довольно долго на Руси был распространен обряд погребения Ярилы. Из деревянного обрубка, веток и тряпок люди делали куклу мужского пола. Эту куклу клали в гробик, и пьяные бабы закапывали его с разными причетами. В некоторых регионах этот обряд назывался "Ярилову плешь погребать". Если вспомнить все вышесказанное про слово "плешь", то становится ясно: смысл обрядового погребения Ярилы - побудить землю стать более плодородной. Конечно, не везде проводились похороны божества. Например, в Белоруссии крестьяне выбирали красивую девушку, наряжали ее в белые одежды, на голову надевали венок и сажали на белого коня. Хоровод девушек, у которых головы также были украшены венками, сопровождал коня к полю. При этом принято было исполнять особые песни, в которых был не то заговор, не то просто пожелания на хороший урожай. По пришествии на поле многие из девушек начинали кататься по земле - это вообще очень древний обычай. Означает он некий обмен энергиями. Девушки дают земле свои плодородные силы, а земля им отдает свои. После принятия христианства некоторые черты Ярилы воспринял святой Юрий (Георгий). Наверное, этому способствовало созвучие и смысловое сходство имен Ярилы и Юрия (два корня -"юр" и "яр"). К тому же народный культ приписывал святому Юрию покровительство урожайности нив и плодовитости скота. В народе считали, что у святого Георгия хранятся ключи, которыми он отмыкает весну и землю, скованную зимними холодами. К тому же многие обряды, которые проходили в Юрьев день (Егорий вешний - 6 мая), имеют прямое сходство с "Ярилиными игрищами". Так, например, в этот день принято кататься по траве и житу попарно -парень с девушкой. Делалось это для того, чтобы девушек парни любили и наоборот. Обычай наряжать красивого парня в зеленые ветки и траву имеет прямое сходство с "ярилкиными" украшениями красавиц. Выбранному парню на голову клали пирог и под хороводные песни вели к полю. Трижды обойдя вокруг засеянных полей, участники обряда разводили костер, а принесенный пирог делили на всех и съедали. Иногда остатки еды люди закапывали в землю. Это была своего рода дань Матушке-Земле - мол, мы с тобой поделились, поделись и ты с нами. В общем, время над жизнью людей не властно, и доказательство тому - два "друга", Ярило и Юрий, которые живут где-то совсем рядом.