Главная >> 5 >> 16

Мустафа Батдыев: «Дайте мне время — и я наведу порядок»

Во вторник, 20 апреля, Мустафа Батдыев дал


свою первую пресс-конференцию. Этого события журналисты республиканских СМИ, безусловно, ждали. Поэтому буквально “забросали” Президента вопросами из самых различных сфер жизнедеятельности республики. И он больше часа общался с журналистами, дав исчерпывающие ответы практически на все прозвучавшие вопросы.


А начал Мустафа Батдыев пресс-конференцию с того, что рассказал о тех встречах, которые состоялись у него с Президентом России Владимиром Путиным, руководителями Правительства РФ, Газпрома России, других федеральных структур, с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.


Далее последовали вопросы:


- В свой недавний визит в КЧР министр сельского хозяйства Алексей Гордеев обещал оказать действенную помощь республике. Какие из обещаний выполнены? В частности, наших сельских тружеников серьезно беспокоила проблема обеспеченности зерновыми для посевной.


- Еще во время встречи с Президентом Российской Федерации я обратился к нему с одной-единственной просьбой – оказать Карачаево-Черкесии необходимую помощь. Ведь республика значительно отстает от среднероссийских показателей и даже средних показателей по Югу России. Мы сегодня производим продукции на душу населения в три раза меньше, чем в среднем по России. Доходы на душу населения у нас в 2, 5 раза ниже. Мы имеем самый высокий процент безработных – он “зашкаливает” за цифру пятьдесят.


И, конечно, в этой ситуации должно быть подготовлено специальное постановление Правительства Российской Федерации по оказанию необходимой помощи нашей республике, чтобы разрешить накопившиеся острые проблемы. Такое мнение я высказал Президенту, и он дал соответствующее поручение вице-премьерам Правительства (тогда еще у нас было несколько вице-премьеров), те, в свою очередь, — министрам финансов, экономики, сельского хозяйства… И вот приезд к нам А. Гордеева связан именно с поручением Президента Российской Федерации.


О чем удалось договориться с министром? Да, действительно, мы сегодня обеспечены всего на 20 процентов семенным материалом. И поэтому в соответствии с нашими договоренностями из фонда Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесии отпускается необходимое количество семян, чтобы мы не остались без урожая.


Кроме того, нам уже отгружена первая партия крупных тракторов, зерноуборочных комбайнов. Задача перед нами стоит такая, чтобы иметь у себя в республике достаточное количество собственной техники и не привлекать ее со стороны. А то у нас получается, что до 40 процентов урожая наших хозяйств уходит на погашение оплаты за привлечение техники и товарных кредитов. В результате из года в год хозяйства работают с убытками. Достаточно сказать, что более 80 процентов наших сельскохозяйственных предприятий убыточны. И одна из причин этого, как я уже назвал, необходимость привлекать под большие проценты технику и товарные кредиты. Я очень надеюсь, что уже с этого года мы откажемся от подобной практики.


Это главное, что было достигнуто между Правительством Карачаево-Черкесии и министром сельского хозяйства России.


- Как скоро придет техника? Мы успеем выполнить необходимые весенне-полевые работы?


- Первые четырнадцать единиц техники уже отгружены и вот-вот должны прибыть в республику. Так что, думаю, успеем, тем более мы уже вспахали на 36 тыс. гектаров больше, чем за такой же период в прошлом году. Дополнительно в севооборот вовлечены более 30 тысяч гектаров.


Хочу подчеркнуть, техника поступает как помощь и платить за нее не придется.


- Согласно программе “Юг России” планировалось строительство федеральной дороги от Кавминвод до Черноморского побережья. Предполагалось, что пройдет она по территории Карачаево-Черкесии, и это будет способствовать развитию инфраструктуры и, соответственно, подъему экономики. Мустафа Азрет-Алиевич, каковы перспективы этого строительства?


- Девять вариантов рассматривалось Министерством путей сообщения. Сегодня осталось два. И один из них — о строительстве дороги через Карачаево-Черкесию на Псемен и далее на Красную Поляну, Адлер и Сочи. Надо сказать, что этот вопрос мы на днях обсуждали на встрече руководителей Юга России. Участие в ней принимал и министр путей сообщения. А в мае состоится заседание Правительства РФ, где будет разработана концепция развития дорог России до 2025 года и соответственно будет выбран один из вариантов.


- Сегодня для Карачаево-Черкесии, наверное, самое главное — это инвестиции, в частности, в курортный бизнес. Есть ли реальные подвижки в этом вопросе?


- Уже в этом году мы начинаем работы по установлению в Домбае современнейшего подъемника мощностью 2400 человек в час. Для этого привлечены 11 млн. долларов. Надеемся, в декабре он уже будет установлен.


Кроме того, принято решение по гостинице «Аманауз». 70 процентов этой гостиницы находится в собственности у профсоюзов, а 30 процентов – у Правительства КЧР. Мы договорились с Московским индустриальным банком, и уже в этом году строительство гостиницы бу-дет продолжено.


Как вы знаете, была у нас и большая делегация Правительства Москвы. И, как проинформировал меня руководитель этой делегации первый заместитель председателя Правительства Михаил Мень, решение по нашим договоренностям принято, и Москва готова вложить в развитие Домбая 35 млн. долларов.


Идут интенсивные переговоры с главами таких территорий, как Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, которые также выразили желание построить в Домбае гостиничные комплексы.


Таковы перспективы. А сейчас мы заканчиваем ревизию всего того, что имеется в курортной зоне. Для сведения скажу, что только в 2002-2003 годах в Домбае было выделено 199 участков под строительство, то есть Домбай был превращен по сути в “шанхай”. Конечно, мы приостановили это строительство, а в конце мая «закроем» поселок, чтобы провести там обследование всех имеющихся построек.


Что касается Архыза, то мы заказали проектно-сметную документацию. Стоило это республике почти 15 млн. рублей. Работает большая группа австрийских, канад-ских, немецких специалистов. В нее входят также специалисты Олимпийского комитета России. И, как меня уверили, к 1 ноября проект развития Архыза мы получим. Кстати, об этом я проинформировал Президента России и получил его полную поддержку. Остается добавить, что когда проект будет готов, будем определяться, с кем вести переговоры, какие инвестиции привлечь для развития этой зоны.


- Инвестиции будут направлены только во вновь строящиеся объекты, или на них смогут рассчитывать и коллективы уже действующих туркомплексов?


- У действующих туркомплексов есть действующие хозяева. И в этом сложность проблемы. Конечно, мы готовы привлечь необходимые инвестиции, найти деловых партнеров для того, чтобы и действующие туркомплексы были приведены в порядок. Как вы знаете, мною подписан указ, который запрещает строительство каких-либо туркомплексов ниже четырехзвездочных. Поэтому действующие должны быть доведены до соответствующего уровня. А “шанхаю” на наших курортах не место. Мы будем все эти постройки выкупать у владельцев и сносить.


- Наш регион является высокодотационным. Как вы планируете снизить уровень дотационности?


- Наша Карачаево-Черкесия, и не только – другие территории ЮФО также, действительно является высокодотационной. Не случайно Президент России на встрече в Сочи сказал, что развитие России должно начаться с Юга. Пока Юг будет находиться в нынешнем состоянии, сложно говорить о развитии России в целом.


В течение месяца мы, руководители территорий ЮФО, должны представить свои предложения по развитию региона. Такие предложения по Карачаево-Черкесии готовятся.


А затем, когда все предложения, и наши, и наших соседей, будут обобщены и проанализированы, должно, на мой взгляд, состояться заседание Правительства России и приняты соответствующие документы по развитию ЮФО, снижению дотационности наших территорий.


- Как идет административная реформа наших республиканских органов исполнительной власти?


- Говоря об административной реформе, хочу подчеркнуть, что вызвана она реформированием федеральных органов власти и проходит не только в Карачаево-Черкесии, а и в других субъектах Федерации. На сегодняшний день в Правительстве КЧР реформа уже завершена. Его структура соответствует структуре Правительства РФ, исключение сделано лишь в отношении Министерства по межнациональным отношениям, так как наша республика многонациональная. А что касается агентств, департаментов, то они будут созданы в соответствии с рекомендациями федерального центра.


- Мустафа Азрет-Алиевич, в конце прошлого года в республиканской прессе было много публикаций на тему коррупции. Но прошло три-четыре месяца, и журналистам стали недоступны материалы о расследовании фактов коррупции. Вообще ведется ли расследование?


- Коррупция и криминал – это два бича Карачаево-Черкесии. Между тем, как мне кажется, в органах власти нам удалось уйти от коррупции. Но в целом в республике проблема коррупции еще остается. Не убежден, что она решена и в силовых структурах. Я об этом говорил, и когда мы собирались с руководством МВД, и когда проводили совещание в прокуратуре. Тем не менее нынешнее руководство МВД Карачаево-Черкесии не до конца поняло, что я действительно намерен положить ко-нец коррупции и криминалу. А поэтому оно будет заменено. И такую работу мы проведем вплоть до районных отделов внутренних дел.


А весь материал о коррупции находится сегодня в прокуратуре, в органах МВД, и я не доволен тем, как проводится расследование. Поэтому вынужден был доложить об этом в МВД России, в Генпрокуратуре, первому заместителю директора ФСБ России. И если руководители наших соответствующих служб не сделают выводы, то решения будут приняты и по отношению к ним. Так же, как по отношению к руководству МВД КЧР.


- Может быть, проблема в том, что на должности в эти структуры приходят, как правило, “варяги”, руководители со стороны?


- Когда у меня состоялась встреча с министром внутренних дел России, я обратился к нему с личной просьбой. Речь шла о том, что если я предлагаю кандидатуру министра внутренних дел КЧР, то я и несу ответственность за это. Готов я согласиться и с кандидатурой, представленной самим министром. Если же предложение исходит от его заместителей, начальников отдела, управления по кадрам, то пусть ответственность на них и лежит.


И, мне кажется, министр услышал и понял мои пожелания. По крайней мере, на должность министра внутренних дел КЧР им предложена очень достойная кандидатура. Генерал-лейтенант, прошел очень большую практическую школу, хорошо знает Северный Кавказ. У меня с ним уже состоялась встреча, и в данном случае упрекнуть Министерство внутренних дел России, что к нам направляют очередного “варяга”, я не могу.


- Как вы оцениваете нынешнее состояние межнациональных отношений в КЧР?


- Если бы я сказал, что все вопросы у нас решены, вы бы мне не поверили, да это и не так на самом деле. Но то, как мы сегодня их решаем, меня устраивает. Нам удается еще до принятия каких бы то ни было решений обсудить их с лидерами народов, получить у них поддержку. А это немаловажно.


Вообще межнациональные отношения – это очень тонкая материя. Они требуют деликатного решения. И для меня имеет большое значение, как оценил деятельность нынешнего руководства республики Владимир Путин. Он отметил, что нам удалось уйти от межнационального противостояния и начать восстанавливать согласие между народами.


- Уже восемь месяцев действует указ, которым увеличены детские пособия до 500 рублей. Указ, безусловно, нужный. Однако, как вы уже сами говорили, исполняется он с нарушениями. У него оказалась масса “примазавшихся”. А между тем, это огромная нагрузка на бюджет республики. Мустафа Азрет-Алиевич, если откровенно, то вы еще не пожалели об этом своем программном заявлении?


- Нагрузка на бюджет большая – в среднем около 400-420 млн. рублей в год. Чтобы понять, насколько это внушительная сумма, я скажу следующее: этих денег хватило бы, чтобы решить проблемы, скажем, в здравоохранении. Но я не жалею о принятом мною решении. Я достаточно хорошо знаю положение большинства населения республики, и власть должна делать все, чтобы хотя бы дети не чувствовали себя столь ущемленными. И если бы мне пришлось еще раз принимать решение, увеличивать ли “детские”, оно было бы таким же. Вопреки всему, всем осуждениям, и какой бы “великой” ни была нагрузка на бюджет.


Что касается “примазавшихся”… Не просто “примазавшиеся”, а нахально примазавшиеся. В их числе есть чиновники, а в отношении работников одного из районных отделов соцобеспечения даже возбуждено уголовное дело. И мы его доведем до конца.


- Что обсуждалось в ходе встречи с Алексием II?


- Это была одна из приятных и полезных встреч. Я горд, что такой человек возглавляет сегодня православную церковь. Мне понравилась его позиция, что в России есть две ведущие конфессии – православие и ислам и между их представителями должны быть добрые взаимоотношения. Он хорошо информирован о ситуации в Карачаево-Черкесии, и мы ее обсудили. Поговорили и о наших аланских храмах, древнейших на территории России.


Я проинформировал Алексия II, что мы восстановим эти храмы, городище, пригласил его посетить Карачаево-Черкесию. Он обещал приехать по завершению строительства Никольского собора, чтобы освятить его.


Встреча была очень полезная.


- Уже некоторое время ведутся разговоры о якобы возможной передаче Нижнеархызских храмов то ли российской патриархии – для летней ставки Патриарха, то ли Ставропольской епархии… Какая судьба ждет эти храмы?


- По летней ставке, это, наверное, упрек в мой адрес?! Я бы не хотел рассказывать всего, но во время встречи с Алексием II прозвучало, что прежнее руководство республики дало слово передать эти храмы православной церкви. Однако ни о какой передаче нашего исторического наследия речи быть не может. А вот восстановить их мы обязаны — для себя, своего народа. И тот же Алексий II по большим православным праздникам сможет проводить там службы. Я это приветствую.


Что же касается летней резиденции, то в Архызе, не-далеко от храмов, находится летняя резиденция Президента России. И я сказал Алексию, что мы были бы ра-ды, если одна из его резиденций будет расположена в Карачаево-Черкесии, вблизи наших исторических храмов. Это мое предложение не имеет ничего общего с передачей храмов.


- Как-то, давая оценку нашему республиканскому здравоохранению, вы отметили, что его состояние “желает лучшего”. Каковы перспективы здравоохранения в КЧР?


- Очень тяжелый вопрос. Но дайте мне года полтора, и вы увидите, каким станет наше здравоохранение. Кстати, я встречался и с руководством здравоохранения России, и с директором ФОМСА, и с представителями иностранных фирм, занимающихся производством мед - оборудования. Надеюсь, что в скором времени наши медицинские учреждения будут не только отремонтированы, но и приобретут новое современное оборудование. Мы решим эту проблему, причем не затрагивая дет-ские пособия.


- Вопрос о подрастающем поколении. По месту жительства практически нет клубов, спортивные секции в большинстве своем платные. А ведь речь идет о воспитании будущего республики. Что планируется сделать, чтобы завтра не жалеть о потерянном поколении?


- Думаю, всем нам понятно, что мы не можем допустить такого исхода. И дело даже не в том, какие средства из бюджета республики мы выделяем на спортивные секции, лагери отдыха. Хотя это тоже важно, и в этом году мы запланировали направить 40 млн. рублей на организацию отдыха детей и, прежде всего, из малоимущих семей. Насколько мне известно, руководители национальных движений наметили свои мероприятия – встречи, собрания, на которых будут подняты вопросы именно воспитания подрастающего поколения. Надо, конечно, эти вопросы обсудить и надо, чтобы общественность не оставалась к ним равнодушной. Тогда мы сумеем вырастить достойную смену.


Президент, ответив на вопросы, также выслушал пожелания журналистов иметь в республике свою, способную печатать газеты, типографию и пообещал разобраться в этом вопросе. Передали журналисты и просьбу своих читателей рассмотреть возможность открытия в республике детской школы по плаванию (Карачаево-Черкесия — практически единственный регион, где школьники лишены возможности заниматься этим видом спорта). На этом первая пресс-конференция Мустафы Батдыева завершилась.