Сегодня в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена пройдет чествование святого Патрика Ирландского. Различие между двумя праздниками - 17 и 30 марта (днем святого Патрика по Григорианскому и Юлианскому календарям) не только в дате.
-Массовая культура извратила значение национального ирландского праздника, - говорит организатор фестиваля Илларион Коньков. - Святой Патрик все-таки не божок пива, ирландской музыки и танцев. Это святой, осуществивший важнейшее дело. Распространяя христианство, он поднял Ирландию на новый уровень развития.
Сегодняшний праздник организован при поддержке молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
Впервые День святого Патрика "по-православному" отпраздновали пять лет назад в клубе "Трилистник", который существовал при храме. Программа фестиваля очень похожа на празднования Дня святого Патрика в клубах. Выступают те же, что и там, фолк-группы, также проводятся мастер-классы по ирландским танцам. Но начинается "православный" Патрик с литургии. На праздник в храм приходят люди самого разного возраста: и молодежь, и пенсионеры.
Раз в два-три года во время фестиваля проводится научная конференция "Кельтская церковь". Как рассказал настоятель храма, глава молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии отец Артемий Скрипкин, в Великобритании весьма заинтересовались этим проектом. Возможно, в следующем году в Кембридже пройдет межконфессиональная конференция, посвященная миссии святого Патрика.
По мнению отца Артемия, ошибочно видеть в датах 17 и 30 марта "католическое" и "православное" празднование. Скорее надо говорить о светском и церковном варианте праздника. А креститель Ирландии святой Патрик, как и все святые, жившие до разделения церквей в ХI веке, принадлежит всей Церкви. Уже сделан шаг, чтобы признать эту точку зрения в РПЦ официальной: в начале марта Сурожская епархия Московской патриархии обратилась к патриарху Алексию и в Священный синод РПЦ о включении в святцы британских святых, канонизированных до разделения.
Одна из главных причин особого почитания этого святого в храме Петра и Павла заключается в том, что здесь находится единственная в России его православная икона. Она написана по строгому византийскому канону, но на мантии святого начертаны кельтские кресты, а в руке у него трилистник клевера. Икона была написана в конце прошлого века профессиональным иконописцем Дионисием. За основу были взяты изображения Патрика из собрания древних манускриптов Celtic book и икон VIII-IX веков. Кроме Патрика на иконе изображены его последователи: ирландские святые Брендан и Коломб.
Ничего странного для русского православия в этом нет. По мнению Иллариона Конькова, ирландская культура повлияла и на развитие Руси. Кельтские кресты находят на крепостных стенах древнерусских городов. А по одной из легенд, основатели Валаамского монастыря - святые Сергей и Герман Валаамские - были кельтскими монахами.
- Ирландский миссионерский проект служит примером крайне удачного совмещения языческой культуры и христианства. Сейчас многие люди, будучи христианами, обращаются к народной культуре и благодаря двухвековой активности ирландских общин начинают интересоваться именно ирландской культурой, - говорит отец Артемий.