Историк моды Александр Васильев - о новом сборнике открыток из серии «Carte Postale», напоминающем об очаровании рождественских праздников прошлого века
Рождество и Пасха были любимыми праздниками в старой России. К ним усиленно готовились, собирали подарки, стряпали и, конечно, запасались новыми нарядными туалетами. В начале XX века в моду вошли специальные поздравительные рождественские фотооткрытки. Они были черно-белыми, но порой их раскрашивали или даже присыпали блестками для придания им более праздничного вида.
В моей коллекции хранится немало открыток, которые прекрасно отражают моду рождественских праздников. Рождество в христианском мире считается праздником семейным, а посему на открытках чаще всего изображены семейные пары с детьми либо одни дети.
Особенно популярными были фотокомпозиции с нарядной рождественской елкой, украшенной свечами, серебристым дождем, бусами и шарами. Постановочные фотографии с эффектом снегопада хорошо отражают рождественскую уличную моду. Там мы видим миловидных, моложавых дам в манто, часто с меховой опушкой, в зимних капорах или шляпах, с горностаевыми муфтами и пушистыми палантинами. В руках у них - изящно упакованные и перевязанные коробочки или свертки с рождественскими подарками.
Мужчины одеты часто лишь в шерстяные пальто, фетровые шляпы или котелки, не слишком пригодные для наших морозов. Но это и не удивительно, учитывая, что такие фотографии снимались в павильонах, а иногда и за границей, где костюмеры не были хорошо знакомы с реалиями русской жизни.
Дети изображаются с саночками во время рождественских каникул, в вязаных шапочках, коротеньких шубках по моде 1910-х годов, в высоких шерстяных гамашах и теплых ботинках. А в руках у детишек - раскрытые зонтики.
Зато интерьерные фотографии показывают нам богатство вечерних открытых дамских платьев из кружева и шелка с вышивкой и аппликациями. В мужских рождественских костюмах допускалась вольность, свойственная домашнему укладу, - костюмы в полоску, например, хотя к ним всегда полагались белые рубашки с пластронами, высокие крахмальные отстегивающиеся воротнички, модные галстуки.
Подобные очаровательные рождественские открытки исчезли вместе со старым укладом русской жизни в 1917 году, после большевистского переворота. Новая, безбожная власть на целых 80 лет вывела из числа праздников в нашей стране Светлое Рождество Христово. Заменой ему стал Новый год, а саму красавицу рождественскую елку сначала объявили мещанским пережитком, а потом переименовали в новогоднюю елку.
Однако в Европе такие милые и сентиментальные рождественские открытки продолжали выпускать, и они окольными путями, через родственников и друзей все же проникали в СССР. Но мода 1920-х годов совсем не похожа на ту, что бытовала до Первой мировой войны.
Дамы сняли корсеты, укоротили платья, оголили руки, коротко постриглись и стали похожи на беззаботных птичек эпохи чарльстона. Именно в таких нарядах было принято справлять Рождество в эпоху джаза. Для мужчин нарядным костюмом стал смокинг или мягкий темный пиджак.
А в фотографиях 1930-х годов в моде рождественского сезона чувствуются даже спортивные нотки, связанные с большим увлечением лыжным спортом в то время...
Постепенно мода на подобные рождественские черно-белые открытки стала сходить на нет. В СССР празднование Нового года стало более молодежным, шумным праздником, прекрасно представленным в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»... Красивым ностальгическим напоминанием о старом русском Рождестве выглядит в этом сборнике открытка 60-х годов из парижского русского ресторана «Pavilion Russe» с хозяйкой - известной певицей Людмилой Лопато...
1. Рождественская открытка: мать и дитя в саночках. Германия, 1914.
2. Дама в зимнем наряде с меховой муфтой. Австро-Венгрия, 1912.
3. Рождественская открытка: девочка с муфтой под снегом. Россия, 1905.
4. Рождественская открытка: девушки перед елкой. Франция, 1912.
5. Рождественская открытка: элегантная пара в стильных костюмах, наряжающая елку. Париж. 1913.
6. Рождественская открытка: семья перед елкой. Франция, около 1912.
7. Рождественская открытка: дети в снегу. Германия, 1908.