Завтра Русская православная церковь отмечает один из двенадцати главных праздников - Вход Господень в Иерусалим, называемый еще Вербным воскресеньем.
Это как бы предисловие к Пасхе. Евангелия от Матфея и от Иоанна рассказывают, с каким ликованием люди встречали Иисуса Христа, входившего в иудейскую столицу в канун главного еврейского праздника - Пасхи, установленного в память об исходе евреев из Египта и связанного с ожиданием мессии - небесного освободителя. Его приветствовали именно как мессию, как царя. Устилали путь одеждой и пальмовыми ветвями, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!"
А ведь внешне этот въезд был совсем не похож на царский. Ни шикарных колесниц, ни коней с дорогой сбруей, ни пышной свиты. Дойдя до Елеонской горы, скрывавшей от путников священный город, Иисус послал двух учеников в ближайшее селенье, где они должны были увидеть ослицу и молодого осла. "Отвязавши, приведите ко Мне, - сказал Иисус, - и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу". На осла кинули какой-то поношенный хитон вместо седла, на который и воссел Спаситель. Так сбылись пророчества Исайи и Захарии, говорившего: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной".
Когда за очередным поворотом дороги открылся вид на знаменитый город с его царственной мантией гордых башен, Иисус остановился и зарыдал. Пророческим взором он увидел то разорение, которому будет подвергнут Иерусалим: "За то, что ты не узнал времени посещения твоего". Это случится 50 лет спустя.
А ведь народ был прав в своем ликовании. Иисус Христос действительно был Царем. Но только царство Его - не земной Иерусалим, который будет разрушен, не Иудея, которую поработят враги, но Церковь, перед которой бессильны козни ада, силы зла.
В русском церковном ритуале роль пальмовых ветвей, или ваий, играет верба, которая как раз в эти дни, еще не дав листьев, зацветает пуховыми почками. В церкви вербные прутья кадят ладанным дымом, благословляют, окропляют святой водой, трижды возглашая: "Освящаются ваия сия, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святого Духа". Церковные люди верят, что освященная верба обладает магическими свойствами, в частности отпугивает злых духов. Такие ветви хранят в домах за образами в течение всего года. В старину принято было, возвратясь с освященными прутьями из храма, похлестать ими детей с приговором: "Верба хлест, бей до слез!" Такой воспитательный прием считался очень действенным.
Праздник Входа Господня в Иерусалим настраивает верующих на ожидание пасхальной радости, призывает открыть сердца для принятия Иисуса. Но прежде чем наступит эта радость, предстоит еще пройти через Страстную седмицу, через особо строгий пост - телесный, душевный, мысленный, который верующие налагают на себя в память о страданиях Спасителя.