Главная >> 5 >> 16

ФИНСКИЙ ХРАМ В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ

Старинная деревня Волгово расположилась в стороне от Таллинского шоссе, в сторону Волосова, в 40 километрах от Петербурга. Деревня маленькая, постоянных жителей здесь немного - около шестидесяти человек. Правда, летом жизнь оживает - приезжают дачники, которые уже давно облюбовали и Волгово, и многие соседние села и деревни.


ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ ХРАМ СВЯТОЙ ИРИНЫ


Волгово - место примечательное. Оно знаменито старинной церковью, которая ныне переживает свое второе рождение. Храм этот уникален по нескольким причинам. Во-первых, до революции церковь в Волгово была единственной в России, освященной во имя святой великомученицы Ирины.


На Руси были когда-то Ириновские монастыри, причем оба были основаны в XI веке великим князем Ярославом в честь своей супруги Ингегерды, или Ирины (св. Анны): один, в Киеве, был разорен во время монголо-татарского нашествия, другой, под Новгородом, также канул в небытие. Еще одна Ириновская церковь была в Константинополе (ныне Стамбул). На протяжении XV-XVIII веков она использовалась турками для оружейных складов, а с середины XIX века стала музеем.


Во-вторых, Ириновская церковь в Волгово была единственным в России русско-финским православным храмом. Эта традиция продолжилась и сегодня. Впрочем, начнем издалека...


С начала XVIII века и до 1874 года деревня Волгово принадлежала представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых. По наследству она перешла к Федору Александровичу Голубцову - государственному деятелю, кавалеру многих орденов, который в начале XIX века был государственным казначеем, а в 1807-1810 годах совмещал этот пост с должностью министра финансов. Именно в это время, будучи министром, Федор Голубцов задумал построить у себя в имении каменную церковь во имя святой великомученицы Ирины, на что получил "высочайшее разрешение" в мае 1809 года.


Строительство было закончено в легендарном 1812 году. Кстати, когда началась война с Наполеоном, петербургское дворянство избрало Федора Голубцова председателем экономического комитета по формированию ополчения. Церковь расположилась на возвышенности, далеко видная вокруг, напротив усадебного дома. 22 июня 1817 года церковь была освящена как домовая. Рядом с церковью в 1812 году была выстроена небольшая часовня.


ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ФИННОВ


Население окружавших усадьбу деревень с давних времен состояло из русских и финнов. При этом между ними происходило постоянное культурное и бытовое взаимодействие. Большое количество смешанных браков приводило к тому, что православная культура активно входила в финскую среду и, наоборот, лютеранская культура воздействовала на русских. Последнее обстоятельство не могло устраивать православную церковь, которая ревностно наблюдала за сохранением веры.


В 1904 году Преосвященный Сергий при осмотре им церквей Петергофского и Царскосельского уездов обратил внимание на "печальное в религиозном отношении положение православных финнов, рассеянных между финнами-лютеранами". В своем отчете он отмечал, что "православные финны, лишенные из-за непонимания русского языка и несовершения православного богослужения на родном их языке - финском - возможности слышать слово Божие и вступать в общение со св. православною церковью, по большей части совершенно затягиваются лютеранской средой".


В качестве способа устранения такого положения Преосвященный Сергий предложил учредить для православных финнов специальный храм, где богослужение совершалось бы постоянно на финском языке. Для этих целей он предложил использовать церковь св. Ирины, которая в то время почти пустовала.


Предложение было встречено с пониманием, и в 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языках. В то время, с 1903-го по 1911 год, имение в Волгово принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.


В состав прихода вошли Волгово, а также соседние деревни - находившиеся в двух верстах Муратове и Горки, в трех верстах - Ожогино и Котино, в пяти верстах - Медниково и Финатово. Кроме этих деревень, к русско-финскому Волговскому приходу были приписаны все православные финны, жившие в приходах Царскосельского уезда - Гатчинском, Суйденском, Усть-Введенском, Таицком и Царско-славянском.


ХРАМ СПАС НИКОЛАЙ II


Таким образом, приход был очагом миссионерской деятельности по распространению православия среди финнов, а также эстонцев. Храм в Волгово был единственным на Северо-Западе, да и во всей России финским православным храмом. Поэтому ему уделялось очень большое внимание, так как он служил привлечению финнов в лоно православия. К тому же очень болезненным был вопрос о возврашении в православие многочисленных питомцев Воспитательного дома, которые отдавались по всей Петербургской губернии в финские семьи на воспитание и росли в лютеранской вере.


Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который пользовался уважением не только православного, но и "инославного" населения финского и эстонского происхождения. Храм в Волгово становился настоящим связующим звеном между культурами: недаром сюда нередко приходили на службы финны-лютеране, а Николай Зотиков был желанным гостем на финских народных и церковных праздниках в соседних деревнях.Он был вынужден покинуть приход в конце 1919 года вместе с отступавшей белой армией генерала Н. Н. Юденича...


В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В. И. Смирнов и крестьяне И. А. Кекки и И. А. Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт. Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. Поэтому теперь новые владельцы, посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, случилось, если бы не счастливый случай.


Как раз в это время через Волгово возвращался с маневров в Луге Николай II. Увидев красивую церковь, он поинтересовался ее историей и судьбой, а узнав о том, что храм хотят упразднить, высказал сожаление, что старинная православная церковь не сохраняется. Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ, и дело пересмотрели. Участок земли с церковью и двумя домами для причта был пожертвован владельцами имения, а постройки были выкуплены епархиальным ведомством.


ЦЕРКОВЬ СТАЛА СЕЛЬСКИМ КЛУБОМ И ОБЩЕЖИТИЕМ


Русско-финский храм в Волгово просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку немцы использовали храм в Волгово в качестве склада, то службы приводились в церковно-приходской школе в деревне Ожогино. Их вел иеромонах Тихон (Василий Никандрович Зорин).


После войны церковь продолжала использоваться как клуб. Здание разделили перекрытием на два этажа: на первом этаже находились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которых привозили на сезонные полевые работы. В начале 1990 годов сельский клуб закрыли, а потом церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей церковь начала разрушаться. Стали обваливаться кирпичи, частично повредилась кровля купола...


Надежда забрезжила в середине 1990 годов, когда храм был передан петербургской епархии. В 2000 году началась деятельность по возрождению прихода. Как это всегда бывает в России, заслуга принадлежала энтузиастам-подвижникам.


Инициативную группу возглавил историк-краевед Юрий Петров, житель соседней деревни Торосово, который стал первым церковным старостой возрождающегося прихода в Волгово. В группу вошли Софья Канаева - архитектор, специализирующийся на восстановлении и реставрации памятников (она взяла на себя право быть общественным архитектором), ее супруг - инженер Петр Калинин, а также местные жители и дачники, отдыхающие летом в Волгово и окрестных деревнях. Приход в Волгово был зарегистрирован в 2002 году, причем среди его учредителей было немало финнов, крестившихся в этой церкви еще до войны.


ТРАДИЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ


Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала. Восстанавливали часовню всем миром. По окрестным селам инициативной группой собирались пожертвования. А некоторые совершенно безвозмездно предлагали свою рабочую силу. Например, часть работ была произведена бесплатно каменщиком из деревни Клопицы. Надо отметить, что все строительные работы проводились по согласованию с областным ГИОПом.Любопытно, что первую икону подарили в возрождаемую часовню американцы, которые уже несколько лет ведут фермерское хозяйство в соседнем селе Муратово. Они приняли также участие и в строительных работах по часовне. Освящение часовни состоится 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины.


Но церковная жизнь в Волгово уже началось. Еще 26 мая 2002 года у стен пока невосстановленной Ириновской церкви прошел первый, после ее закрытия в 1939 году, русско-финский молебен. Народу собралось очень много - не только из Волгово, но и из всех окрестных деревень. Службу вели благочинный Гатчинского и Волосовского округа настоятель храма св. Петра и Павла протоиерей отец Владимир (Феер) и священник православного храма Германа Аляскинского из города Эспоо в Финляндии (побратима Гатчины) отец Петр (Хакконен). В богослужении участвовали два детских церковных хора - из Гатчины и Эспоо.


Одновременно с восстановлением часовни начались работы и в храме. Здесь уже расчищены завалы и вынесен мусор. Несколько лет на этих работах безвозмездно трудились местные жители и ребята из детского дома в деревне Торосово. Таким образом, храм сегодня подготовлен к строительно-восстановительным работам. Есть уже предварительное согласование с ГИОПом. По мнению специалистов, церковь представляет большой интерес как "памятник провинциальной архитектуры зрелого классицизма" и является редко сохранившимся примером усадебных домовых церквей начала XIX века на территории Северо-Запада России.


Работы в храме начнутся, когда будет полностью закончена часовня. Одновременно с храмом будет восстановлен и парк - часть бывшей усадьбы Голубцовых. Проект реконструкции парка безвозмездно разрабатывается в Садово-парковом лицее N 113 в Петербурге. Его практическое осуществление будет производиться воспитанниками детского дома в Торосово и учениками Волосовской средней школы N 1.


При возрожденном храме будет открыт "Музей православной культуры", в котором большое внимание будет уделено земскому управлению, народному образованию, "питомническому промыслу". Материалов и экспонатов для музея собрано уже очень много.