Главная >> 5 >> 16

На Святой горе Афон

Валентин Распутин, Максим Шостакович и Савва Ямщиков съездили к православным святыням


Эта вторая седмица Великого поста будет вспоминаться до конца земного нашего пребывания. Не одна частичка мыслей и переживаний наших не забудется, ибо проникнуты они стремлением прикоснуться к высшему проявлению духовности и подлинной вере. Как волновались мы, отправляясь на Святую гору Афон. Весенняя погода в солнечной Греции совсем непостоянна, и Эгейское море могло надолго отказаться принимать паромы, следующие к монастырям Афонским. И как трепетно вместе с ними переживал за капризы стихии советник российского посольства в Афинах Леонид Петрович Решетников, задумавший и организовавший нашу поездку в монастырскую обитель. Человек истинной веры, прекрасно знающий и любящий православные святыни, которыми так богата земля Эллады, помог нам (Валентину Распутину, Анатолию Пантелееву и пишущему эти благодарственные строки) добраться до Афона, окружив человеческим теплом и заботой.


Дорога в порт Уранополи, что на севере Греции, как и любая дорога в этом подлинном вместилище исторических и культурных ценностей, изобилует достопримечательностями. Слева от шоссе гора Олимп, неподалеку от нее -памятник царю Леониду на месте мужественного подвига спартанцев. В Салониках молодой русский вице-консул Виктор Немцов помог нам посетить храм Вмч. Димитрия Солунского, где находится темница страстей воина-великомученика и хранятся его нетленные мощи, а стены древней базилики украшают мозаики и фрески VI века. Поставили мы поминальные свечи в храме Св. Григория


Паламы (наш приезд совпал с днем памяти одного из столпов православия). Подъезжая к Уранополи, остановились мы у памятника Аристотелю на месте его рождения, а совсем рядом воздвигнута часовня в память проповеди Апостола Павла фессалоникийцам .


В Уранополи к нам присоединился Максим Шостакович, прилетевший сюда из Санкт-Петербурга. Ранним утром, обласканные прорвавшимся сквозь сплошные облака солнцем, сели мы на паром "Достойно есть" и через полтора часа благочинный русского Свято-Пантелеимонова монастыря отец Философ уже радушно встретил нас, разместил в архондарике , где находятся монастырские службы и кельи для паломников.


Дальше все вспоминается, словно чудесный долго длящийся сон. Мы перевели стрелки часов на шесть делений вперед, ибо на Афоне живут по византийскому времени. Забыв об усталости и болезнях, выстаивали пяти-и шестичасовые службы и Божественные Литургии. Монастырская служба, каноны которой восходят к древнейшим временам, покоряет своим внутренним величием и значительностью. В ней отсутствуют внешняя составляющая и показные эффекты. Братия относилась к нам с неподдельной заботой и вниманием. Радостно было мне встретить здесь насельников Псково-Печерского монастыря, с которыми был знаком я с тех благословенных времен, когда возглавлял старинную русскую обитель незабвенный архимандрит Алипий, могучий добродушный иеромонах Мартиниан, иеродиакон Иаков, многие годы трудящийся в слесарных и токарных мастерских, отец Иона, уже пятнадцать лет в одиночестве охраняющий Руссик - место создания Свято-Пантелеимонова монастыря, и совсем уже древний отец Иннокентий, героически сражавшийся на полях Второй мировой войны, напоминали мне о годах процветания и величия Печерского монастыря-крепости.


Несколько часов посвятил нам отец Олимпий, рассказав о чудотворных иконах, истории строительства и украшения Свято-Пантелеимоновой обители. Давно не встречали мы такого добродушия, внимания и заботливости. Еще четыре года назад был наш спутник крупнейшим ученым-компьютерщиком с мировым именем, но, как он сам сказал, Господь позвал его потрудиться во благо православия в монастыре.


Иконописец и реставратор отец Ефрем, выпускник Строгановского художественного училища в Москве, десять лет назад по зову сердца поехал на Афон, чтобы помочь возродиться из руин умирающему русскому монастырю. Радостно было нам смотреть иконы и фрески, написанные этим мягким и трепетным мастером. А его младший сотоварищ отец Варсонофий, кроме занятий иконописью и росписью монастырских храмов, несет еще одно важное послушание - печет вкусный хлеб для братии. Я знал двухметрового красавца совсем маленьким мальчиком. Дети моего коллеги - реставратора икон Владимира Рылло - унаследовали отцово ремесло. Иконописцем стала дочь Мария, старший брат отца Варсонофия Ярослав возглавляет бригаду мастеров, расписывающих храм Преподобного Серафима Саровского в его обители.


Игумен монастыря архимандрит Иеремия, с которым я имел честь общаться в первый свой приезд на Афон лет двенадцать назад, несмотря на свои девяносто лет, посещает все службы. Основным же молитвенным и повседневным трудом обители руководит ее духовник отец Макарий. О его умении вести многочасовые службы, принимать исповеди и заботиться о процветании монастыря можно рассказывать долго. Вспомню лишь о торжественной Литургии, которую отец Макарий служил в маленьком храме Иоанна Предтечи, в праздник Обретения честный главы Иоанна Крестителя. После этой службы Валентин Распутин со свойственной ему наблюдательностью и умением донести до собеседника потаенный смысл происходящего, заметил: "Молитвы, здесь читаемые, распространяются на весь мир".


Отец Никодим, молодой русский переселенец из Казахстана, удивительно красивый и добрый, на небольшом грузовом джипе поднял нас в горы, где находится Андреевский скит, некогда принадлежавший русскому монастырю, а теперь управляемый греческими монахами, которые нас встретили с братским радушием. Мы приложились к мощам Апостола Андрея Первозванного и восхитились мощью и прочностью построенного русскими зодчими величественного скита.


По дороге к Иверону пошел мягкий, пушистый снег и в сочетании с весенним солнцем сделал окрестные пейзажи по-рождественски сказочными. Шапки снега украсили распустившийся миндаль, яркие цветы магнолий и жасмина. А в монастыре Иверской Божией Матери мы приобщились к одной из самых значимых и почитаемых святынь - древнему образу Богородицы Иверской. Удивительное это ощущение - чувствовать себя рядом с вечностью, думать и молиться за близких и за многострадальную нашу Державу, которая дала миру так много духовности и неисчезающей красоты. Здесь, на Афоне, верится в светлый удел, уготованный России на бренной нашей земле.