В прошлом номере газеты иерей Василий Аргудаев рассказал о том, как люди в новых храмах обретают веру Христову. Обретают даже те, кто поначалу пришел в храм просто из любопытства. Я тоже одна из таких любопытствующих. Может быть, даже правильнее сказать, что я впервые пришла в храм для самоутверждения. (Теперь я с ужасом понимаю: какая гордыня, какое помрачение ума!)
А тогда мне очень нравился расхожий лозунг восточных религий о широте взглядов. (Себе я как раз и приписывала эту широту взглядов). Пыталась читать о буддизме, кришнаитах, учении Рерихов, хотела разобраться в астрологии. Православие тоже пробовала изучать, но аскетические подвиги христианских святых были мне совершенно непонятны. Однако приписывала я это не своему скудоумию, а консервативности Православия.
Но вот красавец-собор вырос совсем недалеко от моего дома. Демонстрируя широту взглядов (кому? самой себе!), я пришла в храм. Смотрела на все глазами стороннего наблюдателя. А люди вокруг были радостные, торжественные, с просветленными лицами. Они знали что-то, что со своей "широтой взглядов" не понимала я. Мне захотелось спросить. Присматривалась, к кому обратиться. Заметив мою нерешительность, ко мне подошла женщина. Я была благодарна ей за понимание, но все-таки с некоторой долей высокомерия и превосходства (как же я была глупа!) заявила, что изучаю все религии мира, хотелось бы и Православие включить в этот список, да не знаю с чего начать. Конечно, моя собеседница поняла, какая каша варится в моей голове (теперь я это осознаю!) и дала мне очень умный и правильный совет. Она сказала, что молиться на Богослужениях мне будет трудно (я и не собиралась это делать!), но в праздничные и воскресные дни после службы Владыка Ионафан обращается к присутствующим со словом. Как раз начинается церковный год (был сентябрь), и если я послушаю все проповеди Архипастыря в течение года, то узнаю обо всех праздниках, постах, о толковании воскресных Евангельских чтений и о многом другом. Изучать Православие у самого епископа - это мне понравилось. На всю жизнь запомню услышанное первое в моей жизни церковное поучение. Это было на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Как объяснил Владыка - это первый праздник годового круга Богослужения, начало исполнения всех Божественных обетовании, которыми жили люди в течение многих тысячелетий.
Шли своей чередой недели (так называются по-церковному воскресения) и праздники. Я узнавала духовный смысл православных праздников (какую же порой чушь пишут о них в светских газетах!), слушала, чему научает нас тот или иной праздник. От одного дня к другому тянулась связующая нить, выстраивалось в моей голове Богомудрое учение Церкви. Стала читать "Преображенский листок", который каждую неделю можно взять в соборе. В нем обязательно публикуется воскресное Апостольское и Евангельскоэ чтение на русском языке. Изучение других религий я пока отложила. (Это тогда казалось мне, что - пока. Когда же великая сила вечной, неугасимой Истины коснулась моего сердца, я со слезами каялась в увлечении этими лжеучениями).
Здесь, в Преображенском соборе, я получила ответы на многие вопросы, которые казались мне неразрешимыми. (Во всяком случае, в лжерелигиях я ответа не находила). Почему в мире столько зла? Почему Всемогущий Бог не уничтожит зло? Оказывается, Творец создал людей свободными и ни в чем не ограничивает нашей свободы. Мы вольны выбирать - делать добро или зло. Мы выбираем зло.
Мне казалось, что Православие - это строгости и запреты. Оказалось - это свет, радость и любовь. Ведь Бог есть любовь. Только при этом нужно научиться любить самому.
Теперь на Литургию я приходила tee раньше. Стала успевать еще и к проповеди священников. Запомнила проповедь протоиерея Сергия на праздник Вознесения Господня. Он объяснял, что своим Вознесением Христос указал нам путь на небо. Пройдет время земной жизни - и мы должны вознестись вслед за Ним. Только вот куда мы пойдем - за Господом на небо или за лукавым в преисподнюю - зависит только от нас. Много дней думала над этим. Вспомнила свою греховную жизнь: где же буду я?
В обращениях к верующим Владыка Ионафан очень много говорил о великом Таинстве Церкви - причащении Святых Христовых Тайн. Поразили меня слова о том, что если у человека нет желания причащаться - душа его мертва.
Иметь мертвую душу мне не хотелось, и поскольку я была крещена в детстве, - стала готовиться к исповеди и причастию.
И вот вместе со многими при-хожанаьли я приступила к Святой Чаше. Светло, радостно, мирно, спокойно стало на душе. Моя душа ожила присутствием Божиим.
Недавно прочла глубоко тронувшие меня слова Патриарха Алексия II: "Познать самого себя - это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви - это уже много. Если же человек поймет, что второе имеет отношение к первому, и что духовный опыт Церкви - это не только сокровищница прошедших столетий, но прежде всего рука, протянутая не из прошлого, а из вечного к нему самому, значит, свершилось чудо. Христос тихо постучался еще в одну душу".
Это обо мне.
Теперь меня часто спрашивают: тебя чудо привело в храм? Или так: в храме бывают чудеса? Отвечаю: в наших храмах каждый день происходит самое главное чудо - душа встречается с Богом. Ведь сущность Веры Православной - живое общение души человеческой со своим Творцом. Это величайший смысл и величайшая радость жизни.
По себе знаю, как трудно после целой эпохи гонений, религиозного бескультурья и безграмотности обрести традиционную культуру и веру. Это процесс очень личный и очень сложный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния. Обретение этих добродетелей никогда не было легким.
Сейчас все вокруг стараются настроить нас на бесконечные развлечения и удовольствия. Но церковная жизнь не развлекает. Она зовет на труд - труд души. Однако дает она и несравненное благо - уже здесь, на земле, почувствовать себя причастным Небу.
Как это? Ответить невозможно. Как пишет один из современных подвижников, можно сколько угодно читать о том, как сладка вишня, но узнать, как она сладка, можно лишь ее попробовав. Так же и тут. Чтобы познакомиться с благодатию Божией, недостаточно читать святых отцов - надо подражать их жизни. Хоть чуть-чуть, в меру наших слабых сил. Недостаточно читать о Церкви - надо жить в ней: участвовать в Богослужениях, в Святых Таинствах. Тогда станет понятно, как бесцельны так называемые удовольствия, и как благостен труд души.
Галина Т.