Ответ православного священника "анастасийцу"
Статья Валерия Мельникова "Кедровый звон, кедровый звон, как много дум наводит он" ("ВН" от 19.02.04) о книгах бывшего новосибирца Владимира Мегре "Звенящие кедры России" вызвала оживленную дискуссию среди наших читателей. Откликнулись как поддерживающие автора, так и несогласные с ним. Мы уже публиковали один из откликов и комментарий редакции на него. Недавно в адрес редакции поступило еще одно письмо от читателя (Форум на ВН.РУ):
"Вот уже неделю как прочитал статью и теперь, когда успокоился, решил ответить.
Жаль, что автор для консультации обратился к такому человеку, как Александр Новопашин, известному гонителю инакомыслящих. Он, скорее всего, толком и не читал все семь книг Владимира Мегре, иначе бы не делал таких скоропалительных выводов. А в этих книгах изложен глубинный смысл нашего бытия: жить в единении с природой, которую мы беззастенчиво эксплуатируем и губим. Если это не осмыслить, то человечество ждет катастрофа. Что дало христианство миру? Войны, разделение, одни крестовые походы чего стоят, а Анастасия всех хочет объединить. Откуда к нам идет всякая пакость? С христианского Запада. А нужно возвращаться к своим исходным корням, которые ругательно называют языческими и которые не устаревают, в отличие от христианства. Что сейчас делают церковники? Ходят и просят у богатых денег на храмы. А я считаю, что храмы вообще не нужны. Для чего их строить, если мы природу загубим и вместе с нею погибнем? Да, Владимир Мегре - не идеальный человек и во многом грешен, он сам это признает. Но кто без греха? Никому не известно точно, отчего Анастасия выбрала именно его, но именно через него она несет свою благую весть людям. Что будет плохого, если родовые поместья будут процветать и прокормят всю Россию? Проще бездельничать и деньги собирать, а вот работать на земле никто не хочет. Так зачем мешать людям?"
"Анастасиец".
Ответить на письмо читателя мы попросили настоятеля собора Александра Невского протоиерея Александра НОВОПАШИНА.
Не благодаря, а вопреки
Начну с крестовых походов. Это, как говорится, не по адресу. Ответственность за крестовые походы полностью лежит на Римско-католической церкви, что подтверждает недавнее покаяние Папы Римского за разрушение крестоносцами православного Константинополя во время четвертого крестового похода. Я же принадлежу к Русской православной церкви, причем являюсь настоятелем собора во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, который в свое время отразил те же крестовые походы католических рыцарских орденов, но организованные уже против Руси. Да, из истории известно, что люди под знаменами Христа шли убивать других христиан. Но разве христианство тому вина? Просто пораженные грехом люди бессовестным образом эксплуатировали светлое имя Христово ради достижения своих низменных целей. Так же и сейчас, когда слышишь, как в Ирландии католики воюют с протестантами, хочется задать вопрос: а есть ли среди этих католиков и протестантов истинно верующие люди? Скорее всего, такая дифференциация просто отражает их историческую принадлежность, и противостоят эти люди друг другу не благодаря христианству, а ему вопреки.
Да так ли много на Западе - источнике духовной нечистоты (здесь с автором письма трудно не согласиться) - истинных последователей Христова учения? Западный праздник Рождества превратился в нечто непотребное, так же как и праздник святого Валентина, и некогда религиозный праздник ирландского святого Патрика. Вот где разгул язычества! Того язычества, возврат к которому пропагандирует мифическая Анастасия и ее почитатели. Но разве призыв к возврату в язычество нов?
И нет ничего нового под солнцем
Отказ от христианских традиций провозглашали практически все революционеры - от парижских коммунаров до российских комиссаров. И те и другие взамен христианских ценностей жестко насаждали ценности новые, причем одними и теми же методами - кровавыми. Одним из самых трагичных по своим последствиям возврат к язычеству наблюдался в Германии 30-40-х годов прошлого столетия. Фашизм - гимн язычеству. Даже само приветствие "Heil Hitler!" выбрано не случайно, так как "Heiland" по-немецки означает "Спаситель". Спасение через Гитлера противопоставлялось спасению через веру во Христа. И вот в России появилась новая "спасительница" - воплотившаяся в мнимую реальность под женским именем Анастасия сексуальная фантазия Владимира Мегре. Лесная дива разгуливает голой по тайге, роль домашней прислуги при ней исполняют медведица и волчица, питается она травой и орешками, которые приносят ей белки. При всем этом Анастасия обладает невообразимыми сверхъестественными способностями. "Вот оно, новое!" - воскликнули многие.
Как часто мне приходилось это слышать за последние десять лет! Кто только не приходил к нам в собор с утверждением, что христианство устарело, а вот они принесли новые идеи. По истечении нескольких лет эти люди либо вообще куда-то исчезали из нашего поля зрения, либо приходили духовно опустошенные, уже с другими проблемами: как им жить дальше? А еще чаще к нам обращаются родственники с просьбой о спасении их близких от увлечения "новыми" идеями, которые оказались для них пагубными.
О слепых вождях
Газета "Вечерний Новосибирск" 11 марта с.г. на первой полосе поместила картину Питера Брейгеля Старшего "Притча о слепых", написанную им по мотивам евангельских слов, сказанных о различных лжеучителях: "Они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Газета сочла нужным предупредить читателей о печальных последствиях, если они будут доверять многообещающей лжи. Как православный священник я считаю своей обязанностью и долгом предупреждать всех, кто так или иначе соприкасается с различными культами и сектами, которые несут ложь. Движение же "Анастасия" в Итоговой декларации международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма", прошедшей 9-11 декабря 2002 года в Екатеринбурге, названа сектой.
О строительстве церквей
Автор письма упрекает священников, что им приходится просить на строительство храмов. Так просить же, а не требовать, да и просим мы не себе. Кто-то откажет, а кто-то откликнется с ответной просьбой помолиться о нем. Очень часто люди и к Богу приходят через такое попечительство. Большинство же попечителей сами приходят и предлагают помощь, так как ощущают себя верующими православными людьми и считают храмостроительство своим христианским долгом. Другая претензия: мол, храмы и не нужны вовсе. Более десяти лет назад в Новосибирске был один действующий храм - Вознесенский собор. Теперь городских православных приходов более двадцати, и все они во время службы переполнены. Причем замечена такая тенденция: как только неподалеку от одного православного прихода откроют другой, в первые недели в старом приходе ощущается простор - это часть прихожан перешли в новое место. Но проходит некоторое время, и церковь наполняется вновь. Значит, все-таки храмы русскому народу нужны.
Кто без греха?
Так вопрошает читатель, намекая, что хотя сам Мегре человек грешный, но вот Анастасия, выросшая в единении с природой, безгрешное существо, жизненный путь которой достоин подражания.
В единении с природой жили и многие православные святые. Они селились вдали от светской суеты и безбоязненно общались с дикими зверями, им покорялись природные стихии, по воде святые могли ходить яко посуху. Но достичь такой "духовной экологии" могли только те, у кого нравственная высота достигала высочайшей планки. А что мы читаем об Анастасии? О какой нравственной составляющей может идти речь у женщины, вступившей в половую связь с женатым мужчиной - автором вышеупомянутых сочинений? Неужели это предлагаемый стиль поведения жителей будущих экопоселений?
О природе
Странно, что читатель варварское отношение к природе относит на совесть христианства. Издревле на Руси самое образцовое хозяйство было у монастырей. Уникальный же пример Соловков еще никто не превзошел. Упорным трудом, сопряженным с молитвой, русские монахи превратили холодные безжизненные острова в цветущий сад с оригинальной ирригационной системой орошения. В северных широтах, не используя теплиц, выращивали южные плоды. И вот грянула революция. Великие преобразователи, объявившие войну христианству, в короткий срок превратили цветущие острова в мрачное подобие загробного мира с его мытарствами. Носители "новых идей" разрушали монастырские храмы и часовни, сотнями уничтожали сосланных на остров "врагов Советской власти". За короткое время некогда процветающий остров превратился в обычный холодный северный архипелаг с десятками безымянных братских могил, но без привычных для русского взгляда деревянных крестов, ставить которые на могилы было смертельно опасно.
И вот веками соединенная с человеком природа откликнулась на людские нужды: на местах массовых захоронений стали вырастать березы, раскинувшие ветви в виде креста. Верующие христиане молились перед этими удивительными деревьями, но не ощущали себя язычниками, потому что молились их Творцу. Так что не стоит противопоставлять природу и христианство. Они никогда не были в противостоянии. Что же касается возрождения трепетного отношения к земле, так по всей России уже идет освоение земли православными монастырями, результаты которого изумляют отвыкших от работы российских крестьян, просто "анастасийцы" этого не заметили или не желают заметить.
Мы в ответе за всех
Господь даровал людям свободную волю. Это человеческая привилегия. Каждый вправе выбрать тот или иной путь, даже если этот путь ведет в яму. Бог никогда не покушается на дарованную Им однажды свободу. Но когда придет время, Он спросит у каждого, как он этой свободой распорядился. На книжных полках в церковных лавках есть книга "Расколы, ереси и секты" протоиерея С. Булгакова. В книге приведена почти сотня наименований. Но где они сейчас: ариане, павликиане, хлысты, стригольники, пашковцы и т.п.? Их нет, но на смену им пришли новые секты. Нет сомнения, что пройдет время, и эти секты исчезнут, оставив память о себе лишь в богословских трактатах. Но сколько душ успеют они погубить, прежде чем исчезнуть в небытии? А спасение души человеческой - одна из главных задач Православной церкви, к которой я принадлежу. Поэтому до конца своих дней буду бороться за спасение человеческих душ, как бы это ни раздражало тех, кто хочет эти души погубить. А о том, что есть силы, которым это мое стремление не нравится, свидетельствуют периодические нападения на наш собор: разбивают стекла, сатанинской символикой разрисовывают стены, в 1997 году наша воскресная школа была сожжена, а сторож убит.
И наконец, по поводу обвинений в том, что я не прочитал все семь книг Мегре. Действительно, все книги я не проштудировал. Но когда, к примеру, человеку наливают полную тарелку прокисшего супа, то, чтобы сделать заключение о его качестве, необязательно съедать всю тарелку, его негодность к употреблению определяется уже с первой ложки.
С уважением ко всем читателям "Вечернего Новосибирска", протоиерей Александр НОВОПАШИН