ВООБЩЕ-ТО на Руси в августе отмечали-праздновали три Спаса. Первый - 14 августа - носил имя Медового. В этот день поселяне-медоломы щедрой рукой угощали всех, особенно ребятишек, результатом трудов вешних и летних пчел - "божьих работниц".
"На первый Спас и нищий медку попробует" , - гласила пословица в те времена.
Но даже в те годы мед все-таки являлся дефицитом да не во всяком поселении культивировался. К тому же сразу за Медовым Спасом наступал Успенский пост.
Более доступным, что ли, а потому и широко отмечаемым в народе, был второй Спас, 19 августа, прозванный Яблочным. Для этого не нужен редкостный мед, а яблочко-то, вот оно: сорви и разговляйся. В этот день русские садоводы "принашивали в храмы плоды для освящения" , а затем после священного ритуала они раздавались прихожанам.
Каждый бедняк наделялся яблоком, даже больные получали "яблочную разговень" на дому или в больнице. Кто же не исполнял этого установленного веками обычая, тот считался за человека "недостойного общения".
Молодежь в этот день придерживалась обычая загадывать о своей судьбе. Существовало поверье: желание, задуманное в ту минуту, когда проглатывается первый кусочек спасова яблочка, непременно исполнится. А в деревнях красные девицы, разговляясь сладкими румяными яблочками, еще и приговор свой чинят: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!" И понятно, какие на уме думки-думушки у длиннокосых. Конечно же, о суженых-ряженых.
Со второго Спаса начинают по садам снимать яблоки. Еще за несколько дней рачительный хозяин своим зорким глазом осматривает весь яблочный урожай, определяет, как бы теперь сказали, фронт предстоящих работ. Особо верующие православные христиане заказывали молебен в своем саду с внесением сюда иконы Преображения Господня. После молебна приступали к спешной работе по уборке урожая. Несмотря на то, что день праздничный, хозяйственные поселяне не привыкли сидеть сложа руки.
"Со Спас-Преображения погода преображается" , - говаривали на Руси рассудительные люди, намекая на то, что если все еще дышат летом красным августовские ясные дни, то изукрашенные яркой звездной россыпью темные ночи повевают осенним холодком, накрывают землю седыми туманами. "Дело-то идет к Покрову, а не Петрову дню" , - вздыхали поселяне.
В этот день в некоторых местностях существовал и обычай провода солнца на закат. Грешила этим в основном молодежь, распевая:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
На Спасов день пировать...
Третий Спас (27-28 августа) по церковному календарю совпадает с днем Успения Пресвятой Богородицы. Простои люд из хлеборобов прозвал его "Спожинками" , а в некоторых регионах Хлебным Спасом. "Спожинать" - заканчивать жатву, дожинать хлеб. Вот уж теперь русский люд гуляет вовсю: по деревням устраивают "мирскую складчину" , варят "братское пиво" и пекут праздничные пироги из новой муки. "Хорошо, если Спас на полотне (образ Иисуса Христа), а хлебушко на гумне!" хоть православная церковь и обрядила эти праздники в свои каноны, но августовские спасы в широкой душе русского народа живут, питаясь корнями пред; ков-славян. К примеру, каждый ли, даже из верующих, знает, что Медовый Спас по-церковному праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня? А вот медовый, пожалуйста. Народ выдумкой богат!