Главная >> 5 >> 16

НАСЛЕДНИКИ БОЯРЫНИ МОРОЗОВОЙ

Старообрядцы и в лес ходят, и волков не боятся


Каких только вер и религий нет сегодня в Подмосковье - православие, ислам, буддизм, различные протестантские общины, множество сект. А традиционных религий, что на протяжении столетий существуют на подмосковных просторах, всего-то две: православие и старообрядчество. Вот о последнем речь и пойдет. Нам стало интересно узнать, как живут в XXI веке старообрядцы. Не выветрились ли под напором современной культуры старинные традиции?


Как подсказали ученые-религиоведы, в Подмосковье сейчас остались старообрядцы только одного направления - поповского, то есть те, у которых есть священники. Более радикальное направление - беспоповское - уже все в нашем регионе повымерло. Десять лет назад начался очень медленный процесс восстановления религиозных общин в местах так называемого традиционного проживания старообрядцев. Для Подмосковья это Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, часть Воскресенского, Егорьевского, Раменского, Коломенского районов. Открыты старообрядческие храмы в Коломне, Орехово-Зуеве, Гжели, Павловском Посаде, в ореховских селах - Слободище, Устьянове, Губине. В последнем, между прочим, находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которую в старину летом носили по всем старообрядческим деревням на специальных носилках.


Солнце ярко светило на чистом июньском небе, а мы отправились на границу Ореховского и Егорьевского районов, в село Устьяново, к отцу Алексию (Михееву). Весьма молодой и улыбчивый старообрядческий батюшка служит в церкви Николая Чудотворца, построенной в начале XX века на деньги одной из Морозовых, тех самых знаменитых купцов-старообрядцев. Бело-голубой храм оформлен в уникальных для Подмосковья традициях древней псковской архитектуры и словно весь устремлен в небо. Отец Алексий не сидит сложа руки - в Устьянове каждое лето открывается что-то наподобие воскресной школы для молодых староверов. В основном для тех, чьи родители мигрировали из окрестных селений в город, но на лето возвращаются к родным очагам.


- На день иконы Тихвинской Божьей Матери, - говорит батюшка, - съехалось на большой праздник духовного стиха много народа.


История праздника примечательна. Этот день стали отмечать в Устьянове по так называемому обету. Еще до революции, году эдак в 1908-м, 9 июля загорелось все село. А дома тогда были только деревянные, того гляди вся деревня погорит. Стал народ тушить, а набожные люди Богу молиться. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, пламя стало угасать. Дали тогда односельчане вечный обет - отмечать праздник Тихвинской иконы, в церковь в тот день ходить и петь стихи на божественные темы собственного сочинения.


- А теперь поедемте в мое родовое село, - сказал отец Алексий.


Десять минут на машине - и мы очутились в Шувое, довольно большом поселке неподалеку от райцентра Егорьевска. Староверы жили в Шувое всегда. Даже происхождение названия истолковывается местными жителями в старообрядческом духе. Началось в конце XVII века великое гонение на старую веру, бежали староверы в непроходимые леса. Пришли в некое место, а там лес шумит, да волки в отдалении воют. Подумали-подумали староверы, и решили обосноваться под шумом лесов и воем волков. Так и получилось - Шувое.


За разговорами приехали на место. Вот и деревянная избушка на краю деревенской улицы, в ней живет одна из хранительниц старообрядческих традиций. В народе ее зовут Александрой Филатовной или просто Филатовной, а по-настоящему она - Александра Феофилактовна, представляют мне невысокую бабушку в опрятном платочке. Тут же смотрительница кладбища - Анастасия Петровна.


Вдруг вместо традиционного "здравствуйте" звучит какое-то непривычное "мир вам!". Это такое старообрядческое приветствие, объясняет отец Алексий, мол, вы к нам с миром, и мы к вам тоже. Александра Филатовна принялась рассказывать, как в лихие времена жили шувойские старообрядцы. Крестились, говорит, по ночам. И батюшка долгое время не имел регистрации от Совета по делам религии СССР, нельзя ему было служить, приходилось тайком. "Мы отца Петра жалели, он много пострадал, тогда ведь гонение против попов какое было!" А религиозная жизнь тем временем, по словам прихожанок, не замирала. "У нас посты как старинно все, спокон века. 30 июня - Обреченный день, большой праздник, чудотворную икону из Губина в Шувое приносили. Церковь деревянна была, да вот ее место из моего окошка видно. Там, около кладбища".


Кладбище в Шувое особое. Там искони хоронили старообрядцев, а значит, самоубийц и умерших от пьянки туда не возили. Строго блюли обычаи. Церковь Ильи-пророка у кладбища сгорела в 1941 году. То драматическое событие пожилые старообрядки до сих пор вспоминают со слезами на глазах. "Храм-то какой большой был, три крыльца, а при нем три колодчика лечебны, со святой водой. Загорелся, и спасти его можно было, да председатель колхоза, сам нездешний, приказал никому не приближаться. Так и сгорела красота. Осталося одно кладбище".


Сейчас, как рассказывают бабушки, тоже есть проблема с кладбищем - православная община захотела на месте храма свой построить. Староверы думают, неправильно это. Они не против православной церкви, пускай строят - все христиане, братья во Христе, но тут была старообрядческая церковь, да и кладбище староверское. Мест около Шувое для православной церкви сегодня много, колхоз развалился - земли достаточно.


От проблем перешли мы к, так сказать, перспективам старообрядческой веры. Как думаете, спросили мы, придет в вашу церковь молодежь?


- Как же нет, мы своих детей и внуков во старой вере крестили, - вступился присутствовавший при беседе представитель молодой поросли старообрядчества, один из внуков Филатовны. - Человеку ведь без веры нельзя.


Уже в конце беседы Александра Филатовна, видя у меня кольцо на безымянном пальце, спросила: венчались ли мы с женой? Да, нет, говорю, все что-то недосуг. "Обязательно венчайся, - живо советует Филатовна, - чтоб перед Богом супругами предстать!"


Да, видать, с традициями здесь действительно строго.


***


Справка "МК"


Сколько сегодня осталось старообрядцев - сказать трудно, такие подсчеты не проводились; ясно только, что меньше их, чем было до 1917 года. До революции староверов тоже невозможно было посчитать, ведь их облагали двойным налогом, поэтому 9 из 10 старообрядцев записывались православными. Старая вера была только для своих, среди остального населения старообрядцы практически не проповедовали, а так как молодежь активно уезжала из деревень, то и количество верующих в советские времена сокращалось.