Главная >> 5 >> 16

Здесь русский дух, здесь РУСЬЮ пахнет... ..

Помните фильм Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник"? И роскошную Масленицу - немеркнущий языческий обряд в жизни православной России? Так вот, постановщиком этих сцен был художественный руководитель Московского государственного историко-этнографического театра Михаил Мизюков. С ним - наш разговор о фольклоре в России и за ее пределами, о его извилистом, даже тернистом пути и о причинах его возрождения в нош непростой век царствования коммерческого ИСКУССТВО.


- Михаил Александрович, сейчас люди стали больше интересоваться фольклорной культурой, причем не только российской, но и мировой. Об этом говорят многочисленные концерты народных ансамблей, музыкальные диски, магазины этнической одежды... С чем это, на ваш взгляд, связано?


- Я не могу сказать этого о себе. В том смысле, что наш театр существует уже около 20 лет и с самого начала был задуман именно как историко-этнографический, т. е. как "сплав" профессионального актерского мастерства и истинных народных традиций. Нам повезло: тогда в театральном училище им. М. С. Щепкина преподавал спецкурс по истории народной культуры знаменитый фольклорист Вячеслав Щуров: мы изучали русские праздники, танцы, обряды, разучивали народные песни... В общем, по окончании училища мы решили создать особый театр, репертуар которого был бы направлен на возрождение забытых исконно русских традиций. К счастью, сейчас интерес к ним заметно возрос. Мне кажется, люди сейчас устали от боевиков, рекламы, устали жить на бегу в поисках денег... И захотелось чего-то настоящего, искреннего.


Вообще, я думаю, мы живем в эпоху возвращения к своим корням, к себе самим - именно чтобы не заблудиться в пестром, но одновременно бесцветном мире потребителей. Может показаться странным тот факт, что в советское время интерес к настоящему русскому фольклору особенно не поощрялся. Хотя, казалось бы, наличие железного занавеса должно было заставить нас "копаться" в себе, чтобы отвлечься от мыслей "а как у них?". Но, на мой взгляд, тогда процветало "псевдонародное" искусство: например, все выходили в одинаковых кокошниках, одинаковых "русских народных" платьях... Конечно, я уважаю труд этих коллективов, но - не было однообразия на Руси! Там каждая девушка сама вышивала себе костюм, сама придумывала вышивку, расцветку. Все было очень индивидуально. А как такой индивидуализм пропагандировать в эпоху всеобщей уравниловки? В общем, русский фольклор ждал своего времени. И, надеюсь, дождался.


Между прочим, в русских, особенно в языческих, песнях заложены в той или иной степени все музыкальные направления. Здесь и джаз, в основе которого лежит импровизация, и блюз, и этника, и даже рок! Вот у нас однажды на спектакле сидели панки. И было видно, что их сюда явно затащили. Я уже не помню, что это был за спектакль, но мы исполняли какую-то языческую композицию, а там полно синкопированных ритмов. И вот краем глаза смотрю, а они уже невольно по коленям пристукивают в такт, подыгрывают. А по окончании спектакля так и сказали : "Ващеклево все звучит". Никогда не забуду этот комплимент. На самом деле в русских народных песнях, плясках - потрясающая энергетика. А это как раз то, чего нам сейчас не хватает.


- А где вы берете материалы для постановок!


- Во-первых, существуют сценарии, написанные специально для фольклорных спектаклей. Но большую часть материала мы берем из экспедиций по стране. Россия -это же самое настоящее золотое руно! Например, в Вологодской области много деревень, где всего-то несколько домов. И живут в одной три бабки (молодежь вся разъехалась), но они поют такие песни, что дух захватывает! С ними мы в свою очередь гастролируем по всей стране. Например, недавно мы вернулись из Бол-дина (под Нижним Новгородом), где участвовали в фестивале, посвященном дню рождения Пушкина.


- Что будет, когда умрут все бабки, которые знают русские народные песни!


- Знаете, этим вопросом мы задавались еще лет 20 назад, когда наш театр только создавался. И с тех пор ничего не изменилось. Фольклор, особенно в глубинке, передается из поколения в поколение.


- Значит ли это, что чем дальше от цивилизации, от столицы, тем "больше России"!


- Я не думаю, что здесь особое значение имеет географическое положение. Конечно, иногда цивилизация мешает: рекламные ролики


-забивают голову. А до глубинки они просто не доходят. Но, с другой стороны, от цивилизации многие невольно выстраивают какую-то психологическую защиту. Иначе культура народная не сохранилась бы. Посмотрите, какое у нас Подмосковье! Сергиев Посад, Дмитров, Коломна, Клин, Звенигород... Да что там говорить, в Москве очень много людей, которые интересуются русским фольклором, русскими песнями... Я думаю, великая культура будет жить всегда.


- А в России много фольклорных театров!


- Много фольклорных коллективов, но не театров. Ведь для того, чтобы быть театром, необходимо иметь не только свое помещение, руководителя - режиссера по образованию, но и свой репертуар, отличающий театр именно как фольклорный. В нашем театре нет разделения на отдельные группы, то есть актерская группа, хоровая группа, инструментальная, танцевальная. Наш актер должен владеть всем. Здесь и умение играть на народных инструментах, и хоровое, и православное песнопение, и русский танец... В общем, фольклорных коллективов сейчас в нашей стране тысячи, а вот театров не наберется и десятка: почему-то в театральных училищах фольклору уделяется очень мало внимания.


- Меняется ли русская народная культура от эпохи к эпохе! Можно сказать, что каждое поколение добавляет в нее что-то свое!


- Мне кажется, нам все было дано еще со времен Киевской Руси. Оттуда по какой-то причине пошел такой энергетический заряд, которым питаются все последующие поколения. Я думаю, что сам фольклор остается прежним. Но меняется его воспроизведение. Условно говоря, в наше суетливое время хороводы мы водим быстрее. Нам сложнее передать ту наивность и простоту, которая присутствовала в отношениях. Например, недавно я смотрел наш советский фильм 60-х годов "Русский народный театр" , где есть эпизод про царя Максимилиана. Сцена, где крестьяне разыгрывают царя, просто потрясающая. Современным актерам так не сыграть. А если говорить о влиянии каждой эпохи, то я думаю, что главная задача - не в том, чтобы изобрести что-то новое, а в том, чтобы полюбить и сохранить то, что нам досталось от предыдущих поколений.


- Можно ли сказать, что Россия - самая богатая в фольклорном отношении страна!


- Наш театр много гастролирует по всему миру, мы часто принимаем участие в международных фестивалях. Многие страны мы ассоциируем с чем-то одним. Например, Латинская Америка -это зажигательные танцы, Северная Америка - это ковбои, Испания - фламенко... И только Россию, наверное, нельзя ассоциировать с каким-то определенным видом танцев и песен. Тут и хоровод, и камаринская, и тимоня (круговая пляска), и хоровое пение... Грусть и необузданность - все здесь в одном флаконе. Как необъятны просторы нашей страны, так и неистощимо ее культурное наследие.