Русскому писателю Валентину Распутину исполнилось 70 лет
"Что там, где она, РОССИЯ, по КАКОЙ РУБЕЖ своя? " - так, с вопроса, который задавал себе отступавший по тылам врага Василий Теркин, начался один из наших разговоров с заслуженным деятелем науки РФ, членом Союза писателей России, доктором педагогических наук, профессором ЕГУ имени И.А. Бунина Евгением Белозерцевым. Признаюсь: для меня это не просто Ученый и Учитель с большой буквы, но и интереснейший собеседник, который способен открыть заново, казалось бы, хорошо известные вещи. Теркинская цитата тогда возникла не случайно: мы говорили с Евгением Петровичем об удивительном русском писателе Валентине Распутине, авторе многих ярких произведений о России, русских людях, о нас с вами...
... Однажды ученого и писателя судьба свела на Всемирном Русском Соборе. Потом, некоторое время спустя, Валентин Григорьевич прислал Белозерцеву
письмо с приглашением на празднование Дней русской духовности и культуры "Сияние России", у истоков которых стоял сам Распутин. Прошли годы... Теперь, спустя одиннадцать лет, этот праздник стал знаковым явлением не только за Уральским хребтом, где все начиналось, но и в целом для России... А какими за это время стали мы, россияне? Изменилось ли что-то в нас самих?
Мне не нужно было задавать много вопросов. Достаточно было просто включить диктофон. Евгений Петрович развернул письмо, написанное мелким убористым почерком... Чтобы еще раз вспомнить события, бережно хранимые в памяти и душе... Рассказ переплетался с размышлениями... И незримо в нашей беседе участвовал он - русский Писатель. Байкальский Отшельник. Пророк в своем Отечестве. Валентин Распутин...
- Да, нам бы для начала оглядеться. В пестром потоке репортажей о дальнем зарубежье давным-давно потеряно главное - интерес к тому, КАК живет Россия, ЧТО происходит со страной. Боли и радости Елабуги и Тайшета, добрые, гостеприимные люди Старого Оскола и Выксы (все ли знают хотя бы приблизительно, где это находится? )... Да что там Слюдянка с Нижнеудинском (надо бы по карте поискать), когда о том, что происходит и в родной своей провинции, зачастую имеем весьма смутное представление. Между тем, убеждена: проехав Россию "от Куликова поля до Байкала", невозможно не почувствовать себя, не стать православным человеком. Эта Россия, которую мы все-таки еще не потеряли. И которую надо сохранить.
- А для этого, прежде всего, необходимо убедить самих себя, что достоинство нации должно быть выше личного благополучия. Но дело-то это куда какое трудное! И Валентин Григорьевич это понял, почувствовал еще двадцать лет назад, когда только-только начинал распадаться Союз. ...Ведь какие пророческие вещи им были уже тогда написаны и сказаны! А потом неожиданно для всех в середине восьмидесятых он, как большой прозаик, художник, на несколько лет ЗАМОЛЧАЛ. Вынужден был обратиться к публицистике. Почему? "Надо было постоять за Россию. Стало ясно, что подошел ее крестный путь, совершенно иной путь..." Его вело огромное желание вмешаться и достичь результата - вспомним то время хотя бы с его безумными идеями поворотов сибирских рек. Распутин искренне пытался изменить ход вещей. Он всегда оставался предельно честен.
Вспоминаю, какие огромные аудитории он собирал в Москве, тысячи людей... К нему шли. Его слушали. Внимали, как пророку. В ту пору, когда столица бурлила, он призывал к единению, к осмыслению своей истории, к возвращению к истокам, исторической памяти. Но внимали - да не услышали, послушали - да не поняли... И он... он просто ушел в отшельничество. Замолчал.
- А мы, может, потому и мечемся, потерянные и неприкаянные, что знаем за собой вину: не обрели до сих пор те основы духовности, без которых и нельзя-то спасти Родину. Человек не должен жаловаться на свое время. Время плохое? Но время - это люди: либо беспомощные, либо равнодушные. "Начинай же, только этим ты сделаешь невозможное возможным! "
- Вот это-то "невозможное", я говорю сейчас о зарождении Дней русской духовности и культуры, было сотворено им на самом переломном моменте, в годину эпохальных разрушений, препохабнейшего унижения России, когда "новые блюда" для общественного сознания готовились так быстро, что патриотизм на глазах стал "свойством негодяев" (Юрий Черниченко), а АН. Стреляный, чтоб не мелочиться, прямо увидел в нем "фашизм, это самое грозное оружие патриотизма"...
А ведь КАК поначалу пытались "разорвать" Дни: мол, при чем тут "духовность"? Давайте оставим одну "культуру". Отстояли! А оппоненты взяли на подозрение и "русский": дескать, мы же многонациональная страна. Как будто русские выступали когда-нибудь против народов-братьев, живущих в России. Нынче понятие "Россия - многонациональное государство" чаще всего означает, что это не русское государство, не государство для русских, а страна проходная, для всех, кроме русских. "Россия для русских" - это уже фашизм. А "Америка для американцев" - это цивилизация. Странная, согласитесь, логика.
И вот в эту самую пору происходит наше с Валентином Григорьевичем знакомство. В начале 90-х годов, на Всемирном Русском Соборе. Тогда он меня очень поддерживал и словом и делом - по благословлению Патриарха я возглавлял Фонд "Русская Школа". Распутин крайне заинтересовался, считая эту работу очень важной... А потом, в мае 2000 года, пришло письмо. Я процитирую его.
"Уважаемый Евгений Петрович! Простите за дерзость, с какой нахожу Вас и обращаюсь к Вам с просьбой..." (Обрати внимание, слово какое, какая чуткость и деликатность). Но я продолжу: "Вот уже в седьмой раз проводим мы в Иркутске в первой декаде октября праздники русской духовности и культуры, и всякий раз приглашаем кого-то из СПОДВИЖНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выделено мной - прим, автора) для встреч с учителями. Не могли бы Вы нынче выбрать из своих трудов дней пять, чтобы приехать в Иркутск? Как было бы кстати... Пишу Вам мало надеясь на удачу, - хлопот у Вас, разумеется, сверх головы. И, если не сможете, так тому и быть... Искренне Ваш Распутин".
Я потом, уже на празднике, разговаривал с теми, кому он такие же добрые письма присылал. ВСЕ бросали свои дела и - ехали к НЕМУ! Потому что именно он ныне тот духовный центр не только Иркутска, Сибирской зоны, но и 'всей России... (После небольшой паузы). Только мало кто об этом знает.- Так ведь "нет пророка в своем Отечестве", уж простите за банальную цитату.
- "Своя своих не познаша" - это про него и про нас одновременно! И про ельчан в особенности. Про Распутина нельзя говорить как об одном человеке - он ВЕСЬ русский народ представляет. "Я есмь народ, нашедший свой путь". Для нас, уроженцев земли елецкой, это звучит тем более знаково, что именно здесь Распутин принял крещение. Как он сам говорит о своем втором рождении! "Случилось какое-то духовное преображение, уже не мира, а МОЕ духовное преображение... Большая радость для меня принять крещение в Ельце. И эта радость в тайниках моей души останется постоянной. Это свечка, нельзя сказать, что уж такой большой огонь... А тут и не нужно большого огня, тут необходима была свечка - и утешение приносит, и сил добавляет, и принуждает к работе, которую необходимо делать... После крещения многое открылось: открылось прошлое, открылось настоящее, и то преображение души, которое заставляет человека быть добрее... Человек становится шире".
Но для меня Валентин Григорьевич все-таки был, есть и остается таким, каким я его увидел на берегах Байкала - мягкий, удивительно просветленный, соучастливый человек. Плоть от плоти, дух от духа России.
Той страны, которая единственная знает, каково стучаться в наши души...