На прошлой неделе в Москве происходило буйное ирландское помешательство. Мы праздновали день Св. Патрика, крестителя Ирландии (причем, в отличие от ирландцев, занимающихся этим один день, потратили на празднество целых три). По центру города прошли наряженные в зеленое люди, пившие черное и красное пиво и горланившие ирландские песни, несколько улиц было перекрыто - городские власти загодя призвали автомобилистов продумать альтернативные маршруты. В московских клубах шли кельтские концерты, народ плясал жигу, волынщики завывали волынками, а фидлеры пиликали на своих скрипочках. В "КлубеНаБрестской" прошел концерт-марафон, длившийся больше восьми часов. И все это ирландство случается по весне уже не первый год. Почему? Корреспонденты "i" посетили несколько русско-ирландских мероприятий и попытались дать ответ.
Что нам Ирландия сдалась? Своих праздников, что ли, нет? Полно. А ирландцев у нас вроде мало. Потом, ирландцы по преимуществу католики, а мы, кажется, больше православные. Ну, для ирландцев Св. Патрик - "их все", но у нас же и свой креститель имеется. Однако здесь возможен первый гипотетический ответ - через "наше все", то есть Пушкина. Смотрите сами: Св. Патрик не то сам был коптом, не то в христианство его обратили приплывшие из Египта коптские монахи. Пушкин, как известно, был отчасти эфиопом, а Эфиопия от Египта не так уж далеко, не дальше, чем Ирландия от России. Потом: сами ирландцы, хорошо приняв своего ржаного виски или национального самогона potion, то есть просто "напитка", и залакировав его черным "Гиннессом" или красным "Килкенни", любят рассуждать о родстве ирландской и русской души, объясняемом географическим детерминизмом: "Мы сидим на одной окраине Европы, вы - на другой, а посередке -так, чушь. Всякие англичане, французы, немцы и какие-то поляки". Убедительно. Правда, приняв еще "напитка", ирландцы переходят на рассуждения об их родстве почему-то с грузинами. Ну как русские, достигнув полного угара, бывает, задумываются о том, что они - исконные жители Палестины, потому что во времена оные, до Моисея, Палестина называлась по-русски: Паленый Стан. А еще, как известно, мы - это русские, то есть этруски.
Убедительна и такая, очень простая версия: об исторической и метафизической склонности русских и ирландцев к горячительному. Отчасти тут конкурировать могут поляки, но им до нас с ирландцами все равно далековато. А грузинам, винохлебам, и вовсе с нами тягаться невозможно. Далее. Выпив национальных напитков, русские и ирландцы начинают плясать вполне дружно: наши "Барыня" и цыганочка и их жига имеют очень похожие черты, так что и психомоторика у ирландцев и у нас схожая.
Но и специфически ирландские танцы граждане РФ пляшут иногда лучше исконных обитателей Poblacht na Eireann, то есть Республики Ирландия. Например, в "КлубеНаБрестской" девушка явно не кельтского происхождения, чемпионка по ирландским танцам Всеирландского и международного чемпионата по танцам, так лихо била чечетку и перебирала ножками, что было ясно: духовное родство и вправду трансформируется в родство мышечное.
Но, возможно, самая правдоподобная, хотя и не имеющая строгого научного обоснования теория, которая могла бы объяснить нашу страсть к ирландщине, - это теория о "загадочной душе". И русской, и ирландской.