Почему Праздник весны и труда наступает сразу после полузабытой Вальпургиевой ночи?
Как известно, ежегодный общеевропейский слет ведьм на горе Броккен в Германии проходит в ночь с 30 апреля на 1 мая. То есть как раз накануне главного праздника пролетариата! Как выяснилось, это далеко не случайно.
С детства
в школе нас учили...
Большинство наших сограждан сегодня встречают Праздник Весны и Труда, работая в поте лица. Какие уж тут демонстрации! Это на сытом Западе миллионы людей выходят на улицы под лозунгами против глобализации, европейской интеграции, вступления в НАТО, войны в Ираке, утраты национальной самобытности и культуры. А у нас... У нас короткое русское лето не ждет - едва сошел снег, чуть оттаяла земля - и... тут же бегом на дачные и садовые участки, ведь самое время сажать картошку. А когда вечером измученная хозяйка таки накрывает праздничный стол, то лишь после пятой рюмки гости начинают вспоминать, откуда оно вообще пошло, это Первое мая.
Поседевший отличник советской школы наверняка вспомнит: раньше Первомай отмечали подпольно. Рабочие отпрашивались на "свадьбы" и "похороны любимого племянника", выезжали в лес и там, на глухой поляне, устраивали конспиративный пикник. Потом начали в этот день бастовать, выходить на демонстрации, которые часто заканчивались кровавыми стычками с полицией и порицанием священников. И лишь в советское время "пролетарский" праздник стал одним из самых главных - с многотысячными шествиями трудящихся, вождями в плащах и шляпах на трибуне Мавзолея, кумачовыми лозунгами и иконостасом портретов.
Сама дата праздника была установлена революционерами-социалистами еще в позапрошлом веке, в память дня расстрела демонстрации чикагских рабочих в 1881 году. Однако любое описание событий тех лет содержит некий намек: и в Чикаго рабочие неспроста выбрали для демонстрации именно Первое мая! Они тоже что-то в этот день праздновали и обиделись, когда капиталисты им вдруг этот праздник запретили. Интересно - что же?
День Майского дерева
Май - один из лучших месяцев года, время окончательного пробуждения природы. И потому его приход по всей Европе издревле встречали веселым праздником.
Еще древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса. Ее торжественно несли с процессией к храму, и во время шествия мужчины, женщины и дети танцевали вокруг дерева. В Древнем Риме этот обычай превратился в праздники Хиларии, а позднее - в День Майской Королевы и Зеленого Человека. В средние века традицию переняли немцы - у них до сих пор сохранился обычай устанавливать так называемое Майское дерево.
В классическом варианте это простой деревянный столб с колесом наверху. Его украшали зелеными ветками, цветами и семью яркими лентами. По языческим поверьям, дерево символизирует ось, вокруг которой вращается мир. Еще столб имеет мужскую символику, а диск на его верхушке - женскую. Соединенные вместе, они олицетворяют плодородие, семь ленточек - цвета радуги.
Именно эти языческие корни Первомая, а не борьба рабочих за свои права так возмущали священников. В поклонениях майскому дереву и плясках вокруг него они видели противоположность крестным ходам, тем более что нередко на "веселенькие" деньки приходилась Пасха.
Однако праздник Майского дерева кое-где жив и сегодня, и с ним в Европе связано не меньше обычаев и суеверий, чем с Рождеством. Например, обычай вешать на колесо сапоги, рубахи и прочие ценные призы. Какой молодец на столб заберется - тот и получит "бонус"!
А еще жителям каждой деревни следует охранять свое дерево от похитителей и в то же время постараться украсть такое же в соседнем селении. Если похищение удается - начинается торг, в результате которого обиженная деревня выкупает свой столб за бочку пива. Но иногда и бочки было мало - среди Майских деревьев уже с XVIII века попадались настоящие шедевры - с вырезанными из дерева фигурками людей, танцующих пар, церквей и... орудий труда! Ведь еще тогда Первомай считался еще и Праздником Рабочего человека!
Батраки против ведьм
Дело в том, что день Майского дерева в средневековой Германии был еще и... традиционным днем расчета хозяев с батраками за работу в течение всего года! Этим работягам можно было только посочувствовать - ведь мягкий климат Европы не позволял расслабиться и поваляться на печке в зимние месяцы. Их зима - причудливая смесь нашего октября и апреля, во время которой пастухи все так же выгоняют на пастбища коров, батраки убирают капусту, а зеленщицы пощипывают петрушку. Да еще и смотри в оба глаза, как бы чего не вымерзло в холодную ночь, как бы чего не украли, а то хозяин немедленно вычтет из жалованья!
Оплата батрацкого труда зависела от состояния хозяйства именно на Первое мая - цела ли и здорова скотина, не обглодали ли зайцы кору на яблонях и так далее. Ясное дело, что когда человек должен беречь и хранить что-то в течение года, то максимум его беспокойства обязательно придется на последнюю ночь. Такая психологическая загогулина и породила поверье, что в ночь на первое мая нечистая сила особенно усердствует в стремлении навредить батраку. Что ведьмы именно в ночь на первое мая устраивают самые гнусные шабаши, а потом отправляются пакостить христианам и стараются успеть до рассвета. Особенно боялись нечистой силы крестьяне из окрестностей лысой горы Броккен, одиноко стоящей посреди Германии. На ее склонах и вправду часто мигали таинственные огоньки и слышались заунывные песни - то ли пастухи с заблудившимися стадами, то ли свист ветра, то ли и впрямь - ведьмы!
Чтобы год трудов не пошел прахом, приходилось принимать специальные меры: всю ночь не спать, тоже жечь костры и петь песни, дабы отогнать нечисть. А утром с улыбкой предъявить хозяину убереженные стада и нивы, получить заработанное и продолжить праздник под Майским деревом.
Прямые социальные наследники батраков, промышленные рабочие о нечистой силе помнили уже смутно, но тоже устанавливали Майское дерево и любили веселый весенний праздник. Знали, какой был почет и уважение к простым трудящимся в этот день. А когда в конце XIX века тысячи немецких эмигрантов заселили рабочие кварталы Чикаго, то были немало удивлены тем, что англоязычные капиталисты не понимают элементарного желания отметить Первое мая. Ведь и последнему пролетарию нельзя без своего праздника!
Капиталисты вместо... чертей!
Расстрел рабочей демонстрации в Чикаго возмутил европейских социалистов, и они спустя несколько лет договорились отметить Первомай 1890 года международной демонстрацией пролетариев - под лозунгами повышения заработной платы, сокращения рабочего дня.
Вопреки полицейским репрессиям и угрозам увольнения миллионы пролетариев по всей Европе остановили в этот день трамваи, работу в шахтах, на металлургических заводах. Они наряжали "Майские деревья", заказывали по целой бочке пива на всех и требовали установить восьмичасовой рабочий день, а условным знаком для распознавания единомышленников была объявлена красная гвоздика в петлице. Так день расчета с батраками окончательно трансформировался в день борьбы за свои права, а место чертей заняли капиталисты.
Впрочем, без "охоты на ведьм" и тогда не обходилось. Так, 1 мая 1893 г. безобидная пальба из ружей и ракетниц для отпугивания нечисти была принята венской полицией за... начало революции!
Да и в нашей стране на этот веселый пролетарский праздник нередко выпадала какая-то чертовщинка. То самолет с американским разведчиком Пауэрсом на большой высоте подбирался к Москве, то под Киевом взрывалась Чернобыльская электростанция, то прямо на Красной площади пытались убить Михаила Горбачева. Так что хоть немного, да нечистая она, первомайская картошка!