"Он принес в Ватикан человеческое тепло"
Три дня и три ночи в собор Святого Петра нескончаемым потоком шли паломники. Людская река опоясывала весь римский район Борго, который вплотную прилегает к Ватикану. Люди из разных стран, разных национальностей, разных вероисповеданий, атеисты... Все они шли отдать дань уважения человеку, который на протяжении более четверти века был духовным лидером для миллиарда католиков и примером силы духа и веры для всего мира. Несколько часов ожидания -и лишь несколько секунд, чтобы бросить прощальный взгляд... Епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник святого Петра, князя апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ-митрополит Римской провинции, глава Ватиканского государства и раб рабов Божьих - этот официальный титул носил Кароль Йозеф Войтыла, известный всему миру как Папа Римский Иоанн Павел II. Не многим россиянам довелось встретиться с понтификом лично, но в Петербурге есть такие люди, и они поделились с "ТС" своими воспоминаниями.
Самый первый
Второго апреля официальный представитель Ватикана объявил: "Святой отец скончался сегодня вечером, в 21 час 37 минут, в своих покоях"...
Иоанн Павел II был 264-м Римским Папой в истории Римско-католической церкви, вторым, занимавшим святой престол более 26 лет, и первым первосвященником-славянином за 455 лет существования церкви. Кроме того, он стал самым молодым Папой с 1846 года. Вообще, слова "первый" и "самый" очень часто фигурировали рядом с именем Иоанна Павла II. Он стал самым путешествующим Папой (понтифик посетил более 120 стран мира), он первый принес извинения за Крестовые походы, за деяния Священной инквизиции и реабилитировал обвиненных в ереси Галилео Галилея и Джордано Бруно. Он первым побывал в синагоге и мечети, он первый переступил порог лютеранской церкви и презрел церковный раскол. Иоанн Павел II много сделал для того, чтобы католическая церковь в новый век вошла как современная организация, обладающая значительным влиянием. Он привнес в Ватикан современные технологии. Он уделял особое внимание соблюдению прав человека, открыто противостоял различным коммунистическим режимам и боролся с ними доступными ему методами - дипломатией и убеждением.
- Для католиков, живущих в России, он имел особое значение, - говорит отец Андрей Белят, доминиканец прихода святой Екатерины Александровской. - Возрождение иерархических структур католической церкви, возвращение католиков в церковь связано именно с личностью Иоанна Павла II. Он лично благословлял всех священников, назначил всех епископов, которые служили и продолжают служить здесь. Благодаря Папе возродилась католическая церковь в России. В 1991 году он попросил организовать всемирную встречу молодежи в Польше, чтобы туда смогли приехать и католики, и православные, и даже неверующие из тогда еще Советского Союза. Для многих людей встреча с таким человеком имела колоссальное значение. Это был опыт вселенской церкви, вселенского христианства, что очень важно. Кроме того, многие католики и некатолики побывали на подобных встречах в Риме, Париже, Ларетто, и по их рассказам это были моменты, которые сильно меняли взгляд на мир, на церковь.
Но среди католиков были и противники политики Иоанна Павла II. Приветствуя многие нововведения, понтифик противился реформам, которые, по мнению недовольных, могли бы сделать церковь более либеральной в целом. Папа до самого конца придерживался очень жесткой позиции относительно принципов, составляющих, по его мнению, основу веры и человеческой жизни: непримиримость по отношению к абортам, искусственному оплодотворению, разводам, предохранению, посвящению женщин в духовный сан и гомосексуальным бракам. Но бесспорным остается то, что сила духа, беззаветная вера и стремление к миру вызывали безграничное уважение как у сторонников, так и у противников понтифика.
Неутомимый
Трудности, которые пришлось испытать понтифику на святом престоле, только закаляли его и его веру. Несмотря на то что в последние годы здоровье ухудшалось, Папа не собирался прекращать активную деятельность. Этому не помешала даже тяжелая травма - в начале 1990-х он сломал шейку бедра, а для пожилых людей это практически приговор. Папа перенес шесть операций, чтобы вновь встать на ноги. Самым трудным испытанием для понтифика стала болезнь Паркинсона, которая настигла его в конце прошлого десятилетия. Но Иоанн Павел II не сдавался.
- Этот человек был сильный духом, и он очень много сделал не только для католиков, - рассказывает Игорь Риммер, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - Это человек, который расставил нравственные ориентиры.
В прошлом году Игорь Риммер лично встречался с Папой Римским. Аудиенция длилась вместо запланированных трех минут пятнадцать.
- Мы говорили с Папой о том, что во всем мире происходит упад нравственности. Папа был убежден, что необходимо объединяться на духовном уровне, -говорит Игорь Риммер. - И та просветительская работа, которую он вел, очень важна. В нашем разговоре мы коснулись темы европейской конституции, и Папа говорил, что в этот документ должно быть обязательно внесено положение об особой роли христианской религии в становлении Европы - европейские страны должны быть связаны не только экономически, но и идеологически, должна быть идеология морали, терпимости, нравственности. Я считаю, что его человеческий подвиг в том, что он, будучи первосвященником, пытался объяснить людям разных национальностей и разных религий, что у нас больше общего, чем различий. По его мнению, особенности каждой из религий вторичны, а вера в христианство как в реальную единую силу важнее. Он проводил огромную созидательную работу. Он совершил много революционного. Он делал то, о чем до него никто и помыслить не мог. Он был очень деятельным и неутомимым человеком.
Будущий Папа Римский всегда умел совмещать религиозные обязанности, преподавание, написание научных и литературных публикаций и активный образ жизни. Уже будучи священником, он не забросил спорт - бег, горные лыжи, плавание - и много путешествовал. Интересный факт из биографии: новость о том, что он стал епископом Польши, застала его в байдарочном походе. Даже после того, как Кароль Войтыла был избран Папой Римским, он не оставлял свои увлечения и всегда находил для этого время.
Светлая грусть
- С уходом из жизни Папы Римского мы не потеряли, мы приобрели, - говорит отец Андрей Белят. - Это звучит парадоксально, но это так. Мы приобрели нового покровителя и, я думаю, нового святого на небесах. Мы приобрели великое наследие. Все, что Папа сделал, останется в нашей памяти. И сейчас, наверно, мы стали лучше понимать, что он делал, что он писал, что он говорил. И со временем будем это понимать еще лучше. По радио зачитывали телеграммы с соболезнованиями из разных стран от различных организаций, и, когда я услышал о том, что Фидель Кастро, движение Талибан, правительство Вьетнама сожалеют о кончине Папы, я понял, что при его жизни они никогда не сказали бы ничего подобного.
У горя есть светлая сторона -оно сближает. Кончина Папы Римского побудила православных иерархов на слова примирения. Алексий II выразил надежду, что новый период жизни Римско-католической церкви поможет двум церквам наладить отношения взаимного уважения. Правда, в Петербургской епархии говорить что-либо на эту тему отказались.
- Папа очень хотел приехать в Россию, он хотел побывать в Петербурге, - говорит Игорь Риммер. - Он назвал наш город любимым городом, городом северным, но теплым. Мы потеряли шанс увидеть его. Даже не как главу Римско-католической церкви, а как замечательного человека. Наверное, ему сейчас хорошо - он с Богом. А нам без него наверняка будет плохо. Мы потеряли человека, который был духовным отцом для очень многих людей. Даже для тех, кто не разделяет католицизм.
Я сейчас вспоминаю нашу встречу, перебираю в уме все моменты, как перебирают четки. Он был необыкновенным человеком. Он принес в религию человеческое тепло. Я - человек православный, верующий, не жалел и не буду жалеть, что стоял на коленях перед руководителем другой церкви, другой конфессии...
Перед лицом новых зол, угрожающих человечеству, две крупнейшие всемирные церкви не вправе отказываться от диалога, от идеи единения христианства. Это одно из неписаных завещаний великого праведника, оставившего наш мир.
Лиана РАСТЕГИНА
***
Вместе с Папой умерла надежда...
Мало кому известно, что за несколько лет до кончины Иоанн Павел Второй не терял надежды встретиться с главой Русской православной церкви в рамках неофициального визита, который должен был состояться на берегах Невы, в разгар белых ночей. Человек, который готовил этот визит, отставной итальянский генерал Джанальфонсо д'Авосса, стоявший во главе нескольких крупных российских благотворительных фондов, верил, что встреча глав двух основополагающих ветвей христианства пройдет 12 июля 2003 года, в день святого Петра по православному календарю, в юбилейный год Петербурга - города святого Петра.
Однако не сложилось. В ту пору информацию о визите Папы в Петербургской епархии назвали "очередной уткой", отметив, что "в настоящий момент визит Папы невозможен". Генералу не удалось переломить негативный настрой православных "верхов", а у меня на руках осталось интервью, в котором Джанальфонсо д'Авосса, лично знакомый с Папой несколько десятков лет, мечтал об объединении католицизма и православия и рассказывал о новаторстве тогдашнего главы католической церкви.
Для общественности осталось загадкой завещание понтифика, однако в интервью Джанальфонсо рассказал, что среди прочих личных распоряжений Папы, выданных кардиналам на случай ухудшения его здоровья, было отстранение Иоанна Павла Второго от должности главы РКЦ (Российской католической церкви) с того самого момента, как он потеряет ясность ума, необходимую для главы католической церкви.
- Никогда прежде в истории Папу не смещали с должности! Папа - это призвание, не ограниченное сроками. Но Иоанн Павел Второй настолько современен, нов, открыт в своих взглядах, что он предугадал даже это.
- Какими вы видите отношения между нашими церквами в новом тысячелетии?
- Если вспомнить историю, то окажется, что разделению между православной и католической церквами почти две тысячи лет. И это разделение - скорее политический вопрос, непосредственно религиозные разногласия очень невелики, и их можно обсудить. Так, например, когда в связи с визитом Папы на Украину разногласия между церквами обострились, русский Патриарх аргументировал это проблемами частной собственности, которые существуют на Украине с переходом православных церквей к униатам. Конечно, есть проблемы, и их нужно решать, чтобы они не становились преградой для диалога. Папа сразу согласился провести двухстороннюю комиссию и решить все вопросы. Но украинские церкви заявили, что у них нет претензий. К тому же деловые проблемы надо решить с помощью адвокатов, но проблемы веры должно решать с помощью духа, сердца и путем компромисса.
- Патриарх высказывал недовольство посещением Папы территорий бывшего СССР без официального разрешения Московской патриархии, обосновывая это тем, что это ее каноническая территория.
- СССР - какой стыд! Позорно вспоминать СССР, это была самая большая мистификация истории. Церковь не имеет территории, это вопрос веры. Если когда-нибудь патриарх приедет в Рим, в Милан, в Турин, Папа не будет оскорблен, проведи Патриарх религиозные церемонии на встречах с православными в Италии. Ведь Италия не католическая, а светская страна, где большинство - католики. Итальянская концепция государственной политики и взаимоотношений такова: свободная церковь - свободное государство, религиозная свобода в свободном государстве. Разумеется, православная религия для России очень важна, это ее история, традиции, так же как для Италии - католическая церковь, но это вовсе не означает, что Италия - католическая страна, а Россия - православная. К тому же после коммунистической революции никто не может оспаривать тот факт, что русское государство - гражданское государство. Я не понимаю, почему Папа может ездить в языческие, исламские страны и не может поехать в Россию на том основании, что Россия - православная страна.
- Говорят, что вы достаточно давно знаете главу католической церкви...
- В сентябре 1983 года произошло знаменательное событие для меня. Я возглавлял военный университет в Турине, а местный кардинал был настроен против военных и утверждал, что Папа не приедет в военное учреждение. Тогда я написал письмо лично Папе. И на следующее утро, в восемь утра, Папа прибыл к нам в университет. Он дал прекрасное определение воинской службе: "Долг. Защита. Осторожность". Это было грандиозное событие. Правда, через несколько дней меня сместили с должности, сказав, что я поступил чересчур.
- При посещении Астаны Папа высказывал очень теплые слова в отношении православной церкви: "Надеюсь, в новом тысячелетии мы сможем говорить на одном языке".
- Я вижу воплощение этой идеи таким образом. В силу исторических причин и непримиримой позиции православной церкви встреча иерархов в Москве достаточно проблематична. В таком случае пусть первый контакт между главами наших церквей состоится в Северной Пальмире - городе святого Петра, знаменитом своей религиозной терпимостью. Ведь до революции здесь были представлены все церкви, и царь отдавал должное всем культам, он говорил, что католическая, как и протестантская и иудейская, религия - неотъемлемая часть духовной жизни русской нации. Замысел, который мне удалось предложить на рассмотрение в Ватикане, прост: Римский Папа, которого называют преемником святого Петра, посещает город святого Петра, который не является Римом (в то же время Санкт-Петербург - это третий Рим), в день святого Петра. Есть различие между католическим календарем и православным: мы отмечаем праздник святого Петра не 12 июля, как православные, а 29 июня. Итак, первая встреча, первое приближение - Папа приезжает не в Москву, а в Санкт-Петербург в разгар белых ночей, 12 июля, и встречается с Патриархом. Посещает с ним Казанский, Исаакиевский соборы... И затем, может быть, совершает паломничество на лодках по Ладоге до Валаама. Ведь Валаам - это самый древний православный монастырь в России, играющий большую роль в истории православия, а сам Московский Патриарх - выходец с Валаама.
- Однако вряд ли такой вариант возможен - взаимоотношения между православной и католической церквами не изменились со временем...
- Не отказываясь от особенностей, присущих двум религиям, повторяю мнение Иоанна Павла II: "Православная и католическая церковь - два глаза и одно лицо, два легких - одно тело". Это очень важно для христианской церкви. Христос - один, Священное писание - одно. Я не вижу причины, по которой Папа может съездить без проблем в Сирию, на Мальту, в Казахстан, в Астану (исламскую страну, где его прекрасно принимали) и не может приехать в такую христианскую страну, как Россия. Папа хочет приехать сюда не для того, чтобы вносить смуту, создавать проблемы православной церкви, русскому правительству. Наоборот - чтобы выказать уважение духовным традициям русского народа. Папа вовсе не фанатичен в отношении других религий, и тем более православной религии, он понимает всю важность православных традиций для христианской церкви.
- Между тем в 2001 году Патриарх покинул Армению буквально сразу же после того, как узнал, что в Ереван прибудет Папа Римский.
- Все говорят, что после страшных терактов - в США, России - мир изменился. А если это так, что мешает поменять взаимоотношения между двумя христианскими религиями? Сегодня, когда нет больше идеологической трещины между Востоком и Западом, между одной частью мира и другой, нет никакого основания быть друг против друга. Религия должна становиться не политикой, а надеждой. Я убежден: если бы целый мир после теракта в США увидел Римского Папу, Московского Патриарха и армянских христиан, молящихся вместе, на нейтральной территории, потому что Армения - это не Москва и не Рим, была бы новая надежда всего человечества. Но особенно для христиан.
- То есть вы все-таки не перестаете надеяться на возможность диалога?
- Я разделяю одну идею, которую высказал в эпоху Пушкина его большой друг Петр Чаадаев: только тогда, когда православная церковь объединится с католической, у России будет великая история. Но уже тысяча лет, как православные и католики не могут договориться. Пришло время это сделать. И дать надежду всем, кто верует.
Прощание в русском стиле
Что удивительно во всей этой истории - так это то, что чудеса не случаются. Потому что даже кончина понтифика, всеми силами стремившегося уладить недоразумения между двумя церквами, не смогла изменить отношения к Папе в среде высшего православного духовенства.
Так, Алексий Второй, яростно критиковавший понтифика за визиты в страны постсоветского пространства, категорически отрицавший любую возможность диалога, демонстративно покинувший Ереван за сутки до появления в Армении Папы, теперь, когда его не стало, отправляет в Ватикан двусмысленные соболезнования. Причем наш Патриарх настолько не торопится с выражением своих чувств, что первое официальное соболезнование Ватикан получил от митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Однако к тексту.
Послание Патриарха, несмотря на пышность и цветастость "скорби", в сущности своей написано эзоповым языком. Концовка письма сводит на нет весь пафос фраз ("период понтификата стал целой эпохой... во всей современной истории", "его труды и идеи оказали большое влияние на ход мировых событий"), превращая все вышесказанное в негатив.
"Надеюсь, что наступающий новый период в жизни Римско-католической церкви поможет обновить между нашими церквами отношения взаимного уважения и братской христианской любви", - заключает Алексий II в письме к кардиналу Ратцингеру, намекая на то, что новый Папа, который придет за Иоанном Павлом Вторым, не станет кидаться с дружескими объятиями на православные баррикады и оставит в покое и неприкосновенности монополию православной церкви в России.
Кстати, на похороны Патриарх тоже не поехал. Вместо него туда отправили митрополита Кирилла, которого зарубежная пресса называет "главным дипломатом Русской православной церкви", не особо веря в возможность диалога между церквами.
Возможно, они и правы, и надежда на диалог умерла вместе с Иоанном Павлом Вторым.
Светлана АНДРЕЕВА