Человек есть то, что он ест, - утверждали древние и очень уважительно относились к пище. Ее всегда считали даром богов и потому повсеместно - на всех континентах и в совершенно разных культурах -в течение тысячелетий вырабатывались особые ритуалы и правила, связанные с едой. Ее приносили в жертву богам, очищали огнем и водой, выстраивали различные системы запретов и ограничений на разные виды продуктов, сопровождали прием пищи молитвами и определенными ритуальными действиями.
Словом, в каждой культуре и в каждой религии всегда существовали и существуют свои достаточно сложные традиции и правила, связанные с едой. Естественно, что есть они и в русской православной культуре. И людям воцерквленным хорошо известны и понятны. Все же остальные россияне (а их подавляющее большинство) давным-давно живут и принимают пищу по своим собственным правилам, системам, диетам, вкусам, привычкам и материальным возможностям. Но так происходит до поры до времени. Наступает Великий пост, и очень-очень многие приходят в смущение. Считая себя людьми православной культуры, но имея весьма смутные и скудные представления о ее ритуалах о правилах, они пытаются Великий пост все же соблюдать, часто путая его с вегетарианским столом или разгрузочной диетой. Абсолютно все знают, что во время поста нельзя есть мясные и молочные продукты, но дальше наступает путаница. Как, например, быть с рыбой и дарами моря? Можно ли есть белый хлеб и шоколад? Пить вино? Курить? Как быть с готовыми продуктами, у которых достаточно сложный и не всегда понятный состав. Можно ли употреблять подсолнечное масло? А если нет, то почему, ведь это растительная пища? Как быть с днями рождения (особенно детскими) и другими светскими праздниками, приходящимися на время Великого поста? В какие дни возможны послабления в ограничениях, а в какие они совершенно недопустимы? Вопросов возникает множество. И, безусловно, отвечать на них должны священнослужители.
Каждый раз с наступлением Великого поста прихожу в смущение и я. Уважая религию своего народа, я тоже искренне пытаюсь соблюдать хотя бы основные ее правила, но... не получается. Причин на это множество, хотя, наверное, с церковной точки зрения все они не оправданны. Поэтому, чтобы избежать дальнейших рассуждений на эту тему, я ограничусь лишь напоминанием нескольких основных известных мне правил. Итак, за 49 дней до Пасхи начинается Великий пост. Он длится семь недель, и его целью является духовная подготовка верующих к встрече самого большого православного праздника - Светлого Христова Воскресения. Впрочем, собственно Великий пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он - воспоминание о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней -Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы - посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествовавших им, - Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери.
Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, святителя Григория Двоеслова - 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста - Чистый понедельник -и предпоследний - Великий пяток (Страстную Пятницу) - рекомендуют проводить вообще без пищи.
ЛУКОВАЯ ПОХЛЕБКА
4-6 луковиц, 1 лук-порей, 1 петрушка, 1 сельдерей, 1 ст. ложка укропа, 4-6 горошин черного перца, 1 1/4 л воды, 1 ч. ложка соли.
Коренья нарезать соломкой, положить в кипящую воду. Репчатый лук и лук-порей порезать очень мелко (но не колечками), перетереть с солью в фарфоровой посуде и засыпать в кипящий бульон. Положить перец. Когда лук распустится и бульон окрасится в зеленый цвет, посолить, засыпать измельченную пряную зелень и через 3 мин. снять с огня. Закрыть, дать настояться в течение 5 мин.
КАПУСТА, ТУШЕННАЯ С РИСОМ
Капусту нашинковать и потушить в небольшом количестве воды до мягкости, добавить горстку риса, чуть масла и тушить до мягкости риса.
КАРАМЕЛЬНАЯ МОРКОВЬ С КЕДРОВЫМИ ОРЕШКАМИ
750 мл овощного бульона, 450 г моркови, 2 ст. л. меда, 3 ст. л. кедровых орехов.
Налить в кастрюлю овощной бульон, добавить порезанную кружочками морковь и варить на медленном огне 15-20 мин., до готовности моркови и пока не останется всего несколько столовых ложек бульона (если он испаряется слишком быстро, долить еще немного).
Добавить мед и кедровые орехи и тушить еще 5 мин.
КОТЛЕТЫ КАПУСТНЫЕ
500 г капусты, 2 ст. л. манной крупы, 2 ст. л. молотых сухарей, соль - по вкусу, 3 ст. л. растительного масла, 1/2 стакана воды.
Капусту мелко нарезать, положить в кастрюлю, добавить воду, 1 столовую ложку растительного масла и тушить до полуготовности. В кипящую массу всыпать тонкой струйкой манную крупу, варить, беспрерывно помешивая, 10-15 минут, слегка охладить, посолить, размешать и охладить. Сформовать котлеты овальной формы, запанировать в сухарях, обжарить.
КАША ГЕРКУЛЕСОВАЯ С ОРЕХАМИ
2 стакана воды, около 1, 5 стакана овсяных хлопьев, 1/3 стакана грецких орехов, соль, сахар - по вкусу.
В кипящую воду всыпать овсяные хлопья, сахар, соль по вкусу, очищенные орехи. Варить 15 минут, помешивая. К столу подавать горячей.