При всех общественно-экономических формациях незыблемо правило: "Учитель, воспитай ученика". Этот путь воспитания длительный и тернистый, ведь приходится сталкиваться с тысячами молодых личностей и характеров. Увы, не в лучшую сторону изменился и контингент поступающих учиться медицинским специальностям.
Известный французский психолог А. Пьерон предложил ситуацию: взрослое население исчезает, на планете остаются только дети. Сможет ли новое поколение двигать общественный прогресс и дальше? Конечно, нет, даже если бы в наследство остались и материальная база, и духовная культура, ключи от которых ушли со взрослыми. При вступлении в самостоятельную жизнь молодежи не обойтись без помощи взрослых.
В качестве клинической базы для практического обучения предмета "Педиатрия с детскими инфекциями" я использую Самарский дом ребенка "Малыш". В нем всегда находятся 55-60 детей, оставшихся без попечения родителей по разным причинам. Это дети до 3-х лет. Большинство из них имеет отклонения в физическом и психическом развитии. Судьба каждого ребенка драматична. Многие - из неблагополучных семей или "отказные" при живых матерях. Они стали ненужными с рождения, и студенты начинают впервые понимать сущность трагедии маленького человека, связанной, как правило, с безответственностью людей, его родивших. Появляется чувство жалости, желание помочь, проявить милосердие, заботу о слабом. Именно эти качества я и стараюсь пробудить в каждом студенте. Ведь высокая культура, сердечность, внимательность, опрятность - это основные морально-нравственные качества медика, без которых обезличиваются профессиональные навыки: дисциплинированность, ответственность, четкость в работе.
В Доме ребенка традиционно уже много лет принято проведение православных христианских праздников, таинств крещения, причащения, празднования именин детей. Студенты с особым интересом и желанием принимают в них на добровольной основе активное участие, приносят подарки, охотно занимаются развивающими играми. Многие студенты посещают своих подопечных даже во внеучебное и каникулярное время.
На своем отделении я собрала небольшую видеотеку, которую активно использую в преподавании своего предмета. Так, при разборе цикла "Здоровый ребенок и уход за ним" говорю о демографической ситуации в России, о причинах, ее породивших, об антиправославной сути программы планирования семьи и показываю фильмы.
В колледже открыта и действует молельная комната (я называю ее маленькой церковью), освященная во имя святого архиепископа Луки. Рассказываю и показываю фильм о замечательном враче-хирурге, ученом с мировым именем Войно-Ясенецком. Большинство студентов, особенно юношей, слышали и знают об адмирале Ушакове. Но мало кто осведомлен о прославлении его в лике святых и погребении в Санаксарском монастыре. Об этом стараюсь рассказать с помощью видеофильма.
Таким образом, используя лучшие традиции отечественной медицинской школы, основанной на единстве теории и практики, стараюсь с Божией помощью воспитывать христианские нравственные начала врачевания, направленные во благо человека. Считаю, что нравственная культура медика является принципиальной составляющей его профессионализма.