Русский патриотизм начинается в храме.
"ПАРОВОЗ помчится прямо на границу", - слаженно выпевает коллектив, именующийся "Отпетые мошенники". Вот и подоспел, ставший красным днем календаря Праздник защитника Отечества. С экрана телевизора привычно доносятся слова "ветераны", "патриоты", "доблестные воины". Сыплются поздравления. Воодушевляюще звучат военные оркестры.
23 Февраля - день, когда принято гордиться нашей армией. Когда не стыдно признаваться в патриотизме. Когда хочется, чтобы слова "господа офицеры" были лишены всякой иронии и отражали только высокий смысл служения Отечеству.
Легко ли быть патриотом.
МОЙ СОБЕСЕДНИК в прошлом капитан Российской армии Сергей Золотарев. Хотя, как утверждает Сергей Викторович, бывших офицеров не бывает.
- Родился я в Брянске. Раннее детство провел в Египте (по месту службы отца). Школу окончил в Североморске.
Род Золотаревых к военному делу относился уважительно. Отечеству служил мой дед. Отец был военным летчиком. И для меня лично вопрос, кем быть в этой жизни, не стоял.
Сначала, правда, долго примеривался к карьере военного переводчика. Два года потратил на изучение арабского языка. Но судьба распорядилась иначе, и я оказался в Пермском военном училище ракетных войск. Я ни о чем не жалею. Значит, так было угодно Богу.
- Сергей Викторович, вы уже тогда отдавали себе отчет, что на все воля Божья?
- Конечно, нет. В то время, как и подавляющее большинство курсантов, я не имел ни малейшего понятия о вере и христианстве. В старших классах школы вступил в комсомол (правда, одним из последних в классе). Помню, как во время приема в ряды ВЛКСМ меня спросили, сколько орденов у комсомола (этим коварным вопросом "пытали" всех). Я не ответил. Но меня все равно приняли... Так же как и остальных моих одноклассников, коим нужна была комсомольская характеристика для поступления в вуз.
Пять баллов за "Отче наш".
- 1984 ГОД. Военное училище. Девушка моего товарища работала в областной пермской библиотеке и часто приносила почитать запрещенную литературу. Среди самиздатовских перепечаток Солженицына и прочих модных в то время диссидентов мне на глаза попалась книжечка Евангелие. Будучи в отношении всего, что касалось религии, радостным неандертальцем, я взял почитать Евангелие лишь по привычке к пунктуальности. Начал с первого листа. Но мое девственное сознание оказалось не в состоянии принять в себя иной слог, иные знания. Тогда я перелистнул несколько страниц и оказался один на один с Нагорной проповедью. Однако и ее могучие слова воспринимались мной в тот момент поверхностно. Читал, не слыша их сердцем и не понимая истинного значения. И вот глаза остановились на молитве "Отче наш", и я решил ее выучить. И то, скорее из молодого озорства, чем по велению души.
Конечно, назавтра я не стал православным. Однако силу молитвы мне довелось осознать ровно через два года, во время выпускного экзамена. Увидев в билете легкие вопросы, я позволил себе бахвальство перед приемной комиссией, заявив, что знаю эту тему как "Отче наш". Принимавший экзамен генерал не выдержал и сказал: "Вы знаете "Отче наш"? Докладывайте!". И я с чувством "доложил". А генерал лично поставил 5 баллов.
Так благодаря молитве я сдал выпускные экзамены.
Несмотря на успехи в учебе, служить меня отправили далеко в тайгу. Что было вполне закономерно. Несгибаемость, следование своим принципам, неумение лебезить и угодничать достались мне от отца. Быть профессионалом - да. Заискивая перед старшими по званию, устраивать свою карьеру - нет. Соответственно, ждал меня самый дальний гарнизон.
А к Богу я обратился в 1992 году за месяц до того, как попал на войну. Пошел в Покровский храм и окрестился. Уговорил еще троих человек (наша неистребимая советская привычка к массовости) и, законно надев крестик, отправился воевать.
Сергей Золотарев уверен, что в жизни человеческой нет места случайности. Выйти живым из череды военных конфликтов на Кавказе, сберечь жизни бойцов, что находились под его началом, помогал Бог.
- Только крепнущая день ото дня вера, - считает Сергей Викторович, - хранила меня и моих солдатиков. Мы находились в таких местах, где каждую секунду расстаться с жизнью было реально. И вот тогда я узнал, как Бог спасает. Убедился в том, что героизм не может быть без веры. Понял, что патриотизм за деньги не имеет будущего. Особенно русский патриотизм, начало которому в православном храме.
Бывших офицеров не бывает.
- Почему я ушел из армии? Видимо, пришло время. - Глаза капитана Золотарева темнеют. - Я офицер. И "отбывать номер" не могу. Готов честно выполнять свое дело. А каким оно, это дело, будет - уже второй вопрос. В бизнесе тоже можно быть офицером. И патриотом. И православным. Что это значит? Во-первых, быть честным. Во-вторых, плоды своего дела тратить не только на себя, любимого.
Ну а служба в армии для меня по-прежнему не пустой звук. Если возникнет необходимость, я готов вернуться в строй и отдать свой долг офицера.
Разговаривая с Сергеем Золотаревым, в этом ни секунды не сомневаешься.
- Профессиональная армия не для русского воинства, - делится своими мыслями Сергей Золотарев, - за деньги патриотом не станешь. Вы можете представить Александра Матросова, готового совершить свой подвиг только из меркантильных соображений? Или героев Брестской крепости, отказавшихся защищать свое Отечество, потому как им не выплатили вовремя зарплату? Мое мнение: патриотизм - очень тонкая материя, на грани совести. Любить свою родину по-настоящему способен только духовно прозревший человек, пришедший к Богу. Как сказано: "Когда Россия станет на колени перед Богом, тогда она встанет с колен перед врагом". Отрадно, что это находит понимание в российском воинстве. Я знаю многих православных офицеров, в том числе и генералов. И это ни в коей мере не поза и не мода. Подумайте сами, сможет ли воодушевить других да хоть на что угодно человек без веры?
- Сергей Викторович, но ведь зерно должно упасть на благодатную почву. Не многие из сегодняшних новобранцев способны осознать свое высокое предназначение защитников Отечества. Что говорить о тех, кто вообще всеми немыслимыми способами пытается "откосить" от службы в армии...
- Это большая проблема. Духовную связь армейского человека с Богом оборвали большевистские методы военного воспитания. Окончательно добили спекулятивные разговоры об армии профессионалов, управляемых долларом. Затем людям заморочили головы передергиванием такого понятия, как "воинская обязанность". В связи с этим значение слова "солдат" (тот самый защитник Отечества) стало размываться. А понятие "дедовщина" превратилось в жупел, которым принято размахивать, чтобы отвести глаза общественности от более серьезных вещей.
Святыни оказались поруганы. У" армии отняли мундир, который есть знамя полка, надетое на солдата. Вместо этого военным людям предложили уродливые спецовки. Их теперь можно увидеть и на дворнике, и на слесаре...
- Целый сгусток проблем. И восстанавливать духовную связь армейского человека с Богом...
- ...следует начинать с детства. Возврат православия в быт, в семью - только в этом есть спасение. Без Бога патриотизма не будет, а будет фанатизм.
Прекрасно было бы восстановить русскую традицию полковых священников. Ведь мы все равно сегодня духовно опираемся на те знамена, которые освящали поколения православных отцов.
Наталья СТОЛПОВСКАЯ.