14 января - 1 января по старому стилю - середина зимних праздников, торжественного и радостного пути от Рождества Христового до Богоявления-Крещения. В этот день православные и греко- католики Украины отмечают два важных события сакральной истории. Во-первых, это Обрезание Господне. Евангелист Лука рассказывает: "Когда исполнилось восемь дней (со дня Рождества), то Иисусом назвали Его... И принесли Его в Иерусалим, чтобы обрезать Его и поставить перед Господом, как в Законе (Ветхом Завете) написано". При входе Марии и Иосифа в храм младенца Иисуса приветствовали провидцы - Семен и Анна. Праведный и благочестивый Семен сказал: "Владыка, узрели глаза мои Спасение Твое, которое ты приготовил перед всеми народами - свет на просвещение язычникам и во славу народа Твоего Израиля". А пророчица Анна воспевала Господа и "говорила об Иисусе всем, кто освобождения Иерусалима ожидал. Когда выполнили по закону все, вернулось Святое Семейство в город свой Назарет. А Ребенок рос и укреплялся духом, набираясь мудрости. И благодать Божья на нем пребывала".
14 января отмечается также память одного из наиболее уважаемых и известных Отцов церкви - Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (сегодня территория Турции), который жил и служил церкви Христовой в IV веке. Э то известный греческий богослов, философ, моралист, один из первых христианских ученых (он, в частности, занимался основами христианской космологии). Разработал основные принципы монашеской жизни; организовывал при монастырях едва ли не первые в мире приюты и школы для мальчиков - независимо от того, собирались они постричься в монахи или нет. Автор литургии, которая носит его имя и звучит и сегодня в православных (и не только православных) храмах всего мира - торжественная "Литургия св. Василия Великого".
В народе 14 января имеет еще одно - третье значение. Это старый Новый год, то есть первый день года по старому юлианскому календарю. Как пишет Василий Скуративский, "новый год всегда был желанным праздником в каждой семье. С ним связывали надежды на будущее, ожидали благосостояния, семейного согласия, щедрого урожая летом, приплода скота, здоровья близких". Вообще этому дню всегда придавали магическое значение, верили, что он каким-то образом влияет на все остальные дни года. Возможно, кому-то будет интересно знать, что наше древнее языческое родное слово "коляда" происходит либо от латинского слова "календарь" , либо от названия первого числа каждого месяца в юлианском календаре - "календы". Какими древними неисповедимыми дорогами пришло это слово к нашим предкам?
Первые дни года не утрачивают своего мистически- ритуального значения даже несмотря на то, что они довольно-таки часто - с исторической точки зрения - меняются. Так, наши языческие предки считали - очень логично - Новым годом день весеннего равноденствия; с введения христианства и до конца ХVII века время считалось от "первого дня сотворения мира" , то есть 5508 года до н. э. ), а начало года приходилось на 1 сентября по старому календарю (почему, собственно, мы не празднуем и этот "старый новый год"?). Петр I приказал пользоваться дохристианским юлианским календарем и Новый год начали отмечать 1 января (по старому). В 1918 году большевистская власть специальным декретом ввела в обиход значительно более точный западноевропейский григорианский календарь, по которому мы сегодня и живем (православная и греко-католические церкви сохранили юлианский календарь). Кстати, не все сегодня знают, что после революции 1917 года такое "буржуазное суеверие" , как празднование Нового года, было ликвидировано. По-видимому, по причине полной "безыдейности" праздника; в течение многих лет 1 января было рабочим днем.
Григорианский календарь не является непревзойденным и по-видимому не удержит свои позиции вплоть до самого Конца света. Об этом свидетельствуют многочисленные астрономически-математические разработки с помощью компьютеров. Уже созданы более точные календари, в которых, к тому же, отдельные дни недели всегда будут приходиться на одни и те же числа месяца.
Наши предки верили, что в ночь накануне Нового года (старого) Щедрый бог сходит с неба на крестьянскую ниву, в крестьянскую хату, в хозяйство, к скоту. Он все видит, все слышит, все знает, но его видят только духи умерших, скот, а еще - честные люди. К этому празднику готовят Щедрую кутю. И хотя хозяйка ставит на стол меньше еды, чем на Рождество, но это - колбасы, жареное мясо, жаркое, лапша и обязательно блины, которые символизируют животворного Ярила. После семейного ужина соседи идут друг к другу "мириться, чтобы встретить Новый год в мире и согласии"; юноши и девушки водят хороводы, танцуют, шутят, а еще - гадают.
Торжественные дни христианского календаря всегда были и остаются поводами для языческого ритуала прорицания. Чаще всего это - прогнозы погоды и связанное с ними предсказание урожая, приплода, а также здоровья, мира, благополучия в семье, общине. И очень мало значит то, что с разными праздничными днями связаны совсем разные пророчества на один и тот же сезон или месяц наступающего года.
Для поддержания этой давней традиции народа, связанной со старым Новым годом, заглянем в будущее, основываясь на народных приметах. Итак, если на старый Новый год
- имеем крепкий или слабый мороз - выборы выиграл Ющенко;
- собака лаяла целую ночь на луну - выборы выиграл Ющенко;
- утки плывут по замерзшему Днепру - выиграл Ющенко;
- звездное чистое небо, а на земле метель-пурга - выиграл Ющенко;
- в Ботаническом саду расцвели орхидеи - выиграл Ющенко;
- солнечный день и идет сильный дождь - выборы выиграл Ющенко!