Главная >> 5 >> 16

Когда праздновать освобождение Китай-города?

Государственная Дума постановила, что вместо 7 ноября мы будем праздновать 4-е в память об освобождении Москвы от польского ига. Иго было коротким и с большим соучастием наших же соплеменников, но большое его достоинство в том, что закончилось оно осенью. Когда именно, вот вопрос.


Китай-город был освобожден 22 октября 1612 года, капитулировали поляки в Кремле 26 октября. Таковы даты по юлианскому календарю, а григорианский, каким мы пользуемся сейчас, вступил в силу с февраля 1918-го. В XVI и XVII веках старый стиль отставал от нового на 1 0 дней, следовательно, праздновать начало освобождения Москвы от поляков надлежит 1 ноября, а годовщину капитуляции 5-го.


Принятая Госдумой дата соответствовала бы дню освобождения Китай-города, если б разница двух календарных стилей всегда составляла 13 дней. Однако такова она лишь для событий XX и XXI веков - и только! Октябрьский переворот имел место 25 октября 1917-го, а отмечалась его годовщина 7 ноября. Троцкий родился 25 октября, но отнюдь не в день будущей революции, как обычно пишут, на самом деле 25 октября 1879 года соответствует 6 ноября по новому стилю, поскольку в XIX веке разница составляла 12 дней. Именно поэтому день рождения Ленина отмечается 22, а не 23 апреля, годовщина Бородинской битвы - 7, а не 8 сентября. В III веке даты совпадают, в XIV же столетии календарный сдвиг составляет 8 дней, отчего годовщина Куликовской битвы, состоявшейся 8 сентября 1380 года по старому стилю, отмечается нынче 16 сентября, а не 21-го.


Дума допустила распространенную ошибку.Последствия, конечно, не столь катастрофичны для ее авторитета, как, например, решение об увеличении окладов чиновникам и депутатам наряду с сохранением льгот за последними, но не за пенсионерами. Однако же ошибка, пусть лишь календарная, может говорить об уровне научной обоснованности решений, принимаемых на столь высоком уровне.


Откуда же возник изменяющийся с веками сдвиг дат? Григорианский календарь был принят в большинстве стран Европы в 1582 году по указу папы Григория XIII, согласно которому после четверга 4 октября наступила пятница 15 октября. Мотивировалось это тем, что в IV веке, когда установили правила определения дня Пасхи, связанные с днем весеннего равноденствия, оно приходилось на 21 марта, а в XVI веке - уже на 11 марта. Объяснение в неточности юлианского календаря, в котором за 400 лет накапливается 3 лишних дня. Григорианский календарь уничтожает погрешность, "выбрасывая" 3 дня каждые четыре столетия, по этому календарю не считаются високосными годы, число сотен в которых не делится на 4. Поэтому и изменяется с веками разность дат по старому и новому стилям.


В григорианском календаре сдвиг равноденствий на один день накапливается лишь за 3300 лет, а не за 128. Можно спорить о том, стоило ли из-за такой разницы вводить новую систему летосчисления, но ведь главный смысл календарного счета состоит в том, чтобы дни месяца и годовщины событий приходились из века в век на тот же сезон года. Между их обозначениями в юлианском и григорианском календарях разница для XX и XXI веков составляет 13 дней, но только для этих двух столетии. Все годовщины мы должны отмечать в те даты, которые дает новый стиль для соответствующего века. Хотя Русская православная церковь и до сих пор свои праздники отмечает по старому стилю, не учитывая, что разница в 1 3 дней верна лишь для последних двух веков.


Можно, конечно, задаться вопросом, а стоит ли вообще вникать в тонкости календарей. Это важно, и вот почему. Рубеж, принимаемый для отсчета весеннего равноденствия, то есть перехода Солнца из южного полушария небесной сферы в северное (что отражает оборот Земли вокруг Солнца), определяет сезон года и продолжительность дня в каждую другую дату года. Закрепление в новом стиле даты равноденствия за одним и тем же днем календаря на тысячелетия означает, что мы отмечаем годовщины исторических событий в тот же сезон года, в дни такой же продолжительности, и это единственно правильно.


Так, если отмечать Бородинскую битву по старому стилю, т. е. 26 августа, то многие события (а каждый их час описан) стали бы нам непонятными. Хотя бы потому, что продолжительность дня от восхода до заката 26 августа на целый час больше, чем 7 сентября, на которое битва приходится по новому стилю. Если же установить календарный сдвиг в 13 дней на все века, это приведет к такого же рода недоразумениям, когда будет идти речь о событиях далекого прошлого. Скажем, по погоде в Парамонов день, согласно народной примете, судили о декабре в целом. Однако этот день по церковному календарю приходится ныне на 12 декабря, что довольно поздно для предсказаний на декабрь. В III же веке он соответствовал 29 ноября по обоим стилям. В каждый век сдвиг дат между двумя календарными системами на все времена одинаков, в то же время он разный в разные века. Мы всегда будем отмечать день взятия Зимнего 7 ноября, а вот что нам предстоит праздновать 4-го, не очень понятно, ибо, если правильно соотнести календари, годовщина подписания поляками капитуляции в Кремле придется на 5 ноября.


Говоря о календаре, нельзя не сказать несколько слов о хронологии, тем более что этот вопрос недавно вновь всплыл в передаче ТВ "Момент истины". Признаться, мне казалось, что тема давно закрыта и что все знают: усилия математика Фоменко по ниспровержению историографии (основанные на подтасовке исходных данных) давно опровергнуты специалистами. Коснемся в данном случае лишь вопроса о счете годов. Решающую роль здесь играют древние астрономические наблюдения, для многих из них современная наука позволяет однозначно определить время (иногда с точностью до часа), отсчитывая от сегодняшнего дня назад. Задача состоит только в согласовании этого прямого и непоколебимого счета дней с древними календарными системами, и астрономические данные говорят о том, что она была решена правильно.


Это, во всяком случае, верно для событий позже 747 года до Р. X. С этого времени - первого года эры Набонассара - начинается "Канон царей", который Клавдий Птолемей включил в свои "Подручные таблицы" как хронологическую базу для астрономических вычислений. Датировка "Канона" проверена многочисленными астрономическими сведениями, содержащимися в том числе и в птолемеевском "Альмагесте", и в клинописных табличках, откопанных в Месопотамии спустя 25 веков после их создания. В годы эры Набонассара указаны даты астрономических явлений, описанных в птолемеевском "Альмагесте" - величайшем и полностью дошедшем до нас своде астрономических знаний античности. В "Альмагесте" много упоминаний и об исторических деятелях. Кстати, Скалигер и Петавий, на которых академик Фоменко возлагает главную вину за "подделку хронологии", широко использовали в XVI - XVII веках астрономические явления, описанные Птолемеем, для приведения в единую систему исторических дат в разных календарных системах. "Создавать" хронологию им не было нужды, ибо счет лет со времен античности не был утерян!


Основа древней хронологии уходит корнями в Древний Рим, она опирается прежде всего на списки консулов, которые, как известно, сменялись каждый год. В поздней Римской империи счет лет шел от правления Диоклетиана, но года все еще обозначались и именами консулов (давно уже лишившихся реальной власти). Сохранились полные списки римских консулов за 1050 лет -от Брута и Колпатина. В консульство Проба Младшего римский аббат Дионисий Младший, получив приказ папы Иоанна I составить новую таблицу пасхалий, предложил считать вслед за 247 годом эры Диоклетиана 532 год ab incarnatio (от воплощения) Христа. Дионисий опирался на таблицы Александрийской церкви, которая вела счет лет от Диоклетиана, но не желал продолжать отсчитывать года от эры гонителя христиан.


Таблицы Дионисия использовались Римской католической церковью до введения григорианского календаря в 1582 году. Ни малейшей возможности сбоя в счете лет при этом не было. Диоклетиан был провозглашен императором в консульство Карина и Нумериана, и по списку консулов это соответствует 284 году от Р. X. Имеем 284 + 248 = 532. Такую проверку, кстати, осуществил Петавий в 1627 году. В XIX веке Л. Иделер по астрономическим данным установил, что 81 год Диоклетиана соответствует 1112 году эры Набонассара, откуда также следует, что Диоклетиан начал царствовать в 284 году от Рождества Христова. Скапигер в 1582 году отметил, что коптская христианская церковь, продолжавшая вести счет пет от Диоклетиана, считает: с 29 августа 1582 пошел 1 299 год Диоклетиана.


Все эти факты доказывают, что продолжался непрерывный счет годов! Более того, в таблицы Дионисия были включены индикции - 15-летние периоды сбора налогов, использовавшиеся еще в Древнем Риме; исчисление годов по этим индикциям велось Верховным трибунатом Священной Римской империи вплоть до 1806 года, когда после Аустерлица австрийский император счел за благо эту империю упразднить. Это уже почти наше время. И речи быть не может о просчете в хронологии. Ни до, ни после 532 года, ни в самом его течении сбоя хронологии не было. Наше летосчисление просто является продолжением римского, которое неопровержимо подтверждается астрономическими данными. Историография и астрономия категорически отвергают возможность просчета в хронологии.


Так стоит ли допускать его сегодня, да еще освятив законодательным актом?