Главная >> 5 >> 16

"Три сестры": в Париж, в Париж!

Трудно объяснить, почему все сошлось в ноябре, но факт остается фактом: именно ноябрь стал месяцем русской культуры во Франции. Трудно припомнить другой такой случай, когда столько русских имен заполняло парижские, да и не только парижские, афиши, приглашая побывать на том, что именуется скучным словом "мероприятие", а на самом деле является демонстрацией многообразия российской культуры, как "прошлой", так и настоящей. Поставил кавычки, поскольку, как каждому ясно, никакой прошлой культуры вообще не бывает: если созданное давным-давно остается и привлекает внимание, значит оно не прошлое, а настоящее. Эти слова имеют прямое отношение к завершившейся в ноябре в Музее Майоля выставке гуашей Сергея Полякова - посмертный триумф художника, при жизни и не мечтавшего ни о чем подобном. Чтобы посмотреть 145 его работ, хранящихся главным образом в частных коллекциях, на протяжении двух месяцев выстраивались длинные очереди, а пресса назвала эту обширную экспозицию "сенсацией сезона".


Тем временем Париж ждал встречи с театром Петра Фоменко. Это не преувеличение: все места в огромном зале одного из самых вместительных театров столицы - Дворца Шайо - были раскуплены задолго до начала гастролей. На пяти спектаклях "Трех сестер" побывал поистине "весь Париж" - его политическая и культурная элита. Театралы, повидавшие не одну режиссерскую версию любимой французами чеховской пьесы, единодушно говорили, что с такой оригинальной и такой глубокой трактовкой еще не сталкивались и что актерское воплощение замысла режиссера выше всяких похвал. Зато в прессе мнения разошлись: от восторженного в "Фигаро" до совсем негативного в "Монд". Гастроли театра продолжились в городе Амьене, где было показано "Семейное счастье" Л. Толстого. Газета "Либерасьон" назвала это подарком актрисе Ксении Кутеповой. На самом же деле, конечно, режиссер и актриса сделали подарок французской публике, которая устремилась из Парижа в Амьен, а потом и в другой отдаленный пригород Бритиньи-сюр-Орж, чтобы снова увидеть "фоменковцев".


В те же дни Ольга Аросева и Анатолий Гузенко в театре Сан-Пьер сыграли "Маму напрокат" -комедию французского драматурга Скотто, в театре "Аталант" на Монмартре шел Седьмой русский фестиваль искусств, где среди многих других исполнителей, главным образом из Петербурга, блистали живущие в Париже Лев Круглый и Наталья Энке-Круглая, в престижнейшем зале Гаво дали концерт молодые виртуозы России, а в консерватории имени Рахманинова с успехом выступил балалаечный оркестр "Святого Георгия". Российский культурный центр провел в ноябре еще и представительный фестиваль бурятской культуры. Событием именно в мире культуры явилась и блистательная публичная лекция профессора МГИМО и Российского православного университета А.Б. Зубова "Роль русской эмиграции в возрождении современной России".


Большой наплыв публики (примерно 12 тысяч зрителей за неделю) испытал знаменитый зал Пьера Кардена, где под патронатом самого модельера и покровителя искусств в очередной раз прошел фестиваль российских фильмов. Программу составили новые работы П. Чухрая, С. Соловьева, Д. Месхиева, В. Тодоровского, К. Серебренникова, М. Разбежкиной, А. Прошкина, А. Велединского, С. Ткачева, В. Машкова. Многие из создателей, а также актеры А. Абдулов, Б. Ступка, Л. Ярмольник и другие участвовали во встречах со зрителями. В рамках фестиваля прошли круглый стол профессионалов, выставка картин бывшего петербуржца, а ныне признанного парижского художника Сергея Чепика, показ документальных лент. Затем праздник переместился в живописнейший нормандский курорт Онфлер, где в 12-й раз состоялся фестиваль российского кино. Там можно было увидеть почти все новинки "большой" и "малой" отечественной киномузы -полнометражные, короткометражные, документальные, мультипликационные, но еще и ретроспективу, и много чего другого. Большой десант российской режиссуры не имел недостатка в благодарных зрителях, заинтересованно обсуждавших их произведения.


Ноябрь завершился большим литературным событием, охватившим не только Париж, но еще и 30 городов Франции и даже два бельгийских. Речь идет о литературном фестивале "Прекрасные незнакомки" (стихотворная строка Арагона), ежегодно устраиваемом в честь писателей какой-либо одной страны. Фестиваль существует с 1987 года. Наконец очередь дошла и до России.


Этот фестиваль предшествует ежегодному Салону книги (всегда в марте), почетным гостем которого на этот раз будет Россия. Ожидается приезд нескольких десятков российских писателей и ведущих российских издателей.