Главная >> 5 >> 16

Нарушая протокол

"Апельсиновый сок" с митрополитом Кириллом (Гундяевым)


Откровенно говоря, было уже достаточно произнесено слов (хвалебных и не очень) по поводу одного из немногочисленных долгожителей современного российского телеэфира -программы "Слово пастыря" неизменным ведущим которой является митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей МП Кирилл (Гундяев).


В свое время поводов говорить о себе владыка дал изрядно, и перечислять их, как думается, смысла нет. Они у всех на слуху. Другое дело, что ни одно обвинение, в области которых, в частности, преуспела одна из столичных газет, так и не получило никакого официального, читай юридического, оформления.


Одним словом, поговорили и забыли. До поры, до поры, разумеется...


Отдавая должное митрополиту, за отчетный период он ни разу не разыгрывал обиженного молчания, как это любят делать многие наши архипастыри, и не только они, ни разу не переходил, что называется, на личности, ни разу (вот уж воистину крепка старая закалка) не обнаруживал ни малейшего смятения или растерянности.


Более того, систематически выходя в эфир, владыка являл себя своим поклонникам и противникам как вполне зримое свидетельство своей абсолютной "непотопляемости" непогрешимости и неустрашимости. Мол, собака лает, караван идет, и в обморок при этом падать никто не собирается.


На минувшей неделе архипастырь стал гостем известного ТВ-балагура и ТВ-секунданта господина Соловьева в его программе "Апельсиновый сок"


Перефразируя Николая Гоголя, в студии собрались собеседники, "приятные во всех отношениях".


Формальным же поводом для их встречи послужила державная инициатива по пересмотру графика ноябрьских праздников, а именно намерение отказаться наконец от "красного дня календаря" и заменить его днем освобождения Москвы от поляков, которое произошло во многом благодаря эпическим усилиям гражданина Минина и князя Пожарского.


Повод, судя по всему, показался его высокопреосвященству весьма и весьма недурным, для того чтобы в популярной форме изложить с некоторых пор настороженной аудитории канала НТВ социальную и политическую доктрину Русской православной церкви на сегодняшний день.


Забегая вперед, следует заметить, что удалось это сделать митрополиту Кириллу блестяще.


Но прежде чем приниматься за анализ произнесенных за стаканом апельсинового сока речей, необходимо, как думается, все-таки коротко обрисовать обстановку, царившую в студии с видом на Большой Каменный мост и Кремль.


Начало передачи в очередной раз воскресило в памяти саркастические гоголевские слова касательно двух известных "милейших" персонажей, в чьи речи было "чересчур передано сахару" Что владыка митрополит, что господин Соловьев достаточно долго упражнялись друг перед другом в языковом изяществе ("только после вас"), ни в коей мере не решаясь при этом перейти к теме разговора.


Таким образом, заход получился обстоятельным и засвидетельствовал, что собеседники предпочтут о многом красноречиво смолчать, нежели не менее красноречиво разглагольствовать.


На вполне законное сомнение В.Соловьева, не является ли преодоление Смуты более чем 300-летней давности поводом к празднику более чем надуманным и притянутым за уши, митрополит Смоленский и Калининградский возразил, что в истории нашего Отечества есть даты (как, например, победа в Великой Отечественной войне), не имеющие срока давности, ибо на них и держится вся российская государственность. Далее последовала известная сентенция о том, что "у нас одна общая история" и мы должны ее знать, а не делить.


Честно говоря, слышать нечто подобное из уст наших архипастырей, а также Святейшего Патриарха приходилось не раз. Но митрополит Кирилл пошел дальше, произнеся в нарушение протокола совершенно немыслимое в его устах словосочетание "гражданское общество" словосочетание, повергающее в ужас наших доморощенных державников и патриотов.


Таким образом, по мысли владыки, тогда, три столетия назад, когда была взята Москва, разрушена "вертикаль власти" и воцарился хаос, иноземную интервенцию победило именно гражданское общество, и восторжествовали в своем роде либеральные ценности.


Подобный взгляд на нашу историю до того изумил В.Соловьева, что, видимо, все заготовленные им "острые вопросы" и прочие журналистские колкости буквально застряли в горле. Действительно, после услышанного в очередной раз касаться "табачной темы" или конформизма ряда первоиерархов при советском режиме выглядело бы совершенно разрушительным к общей стилистике разговора.


Вообще-то, подобный прием известен еще со времен античных риторов - поразить собеседника неожиданной и парадоксальной мыслью, дезориентировать его, завладеть нитью разговора, а затем беспрепятственно развивать собственные идеи. Также, как известно, выдающимися полемистами, гомилетиками и "зело искусными в плетении словес" были Святые Отцы Древней Церкви - Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Григорий Палама и многие другие.


То, что прежнее ректорство в Санкт-Петербургской Духовной семинарии и академии не прошло для владыки Кирилла (Гундяева) бесследно, очевидно.


И лишь в конце разговора, когда господин Соловьев сумел-таки справиться с собственным оцепенением (что на него совсем не похоже) и поднял тему "повышенного" искательства православного духовенства к нынешней власти, митрополит ответил неожиданно односложно: "Нет, это неправда". И все!


Нельзя сказать, что подобное, мягко говоря, преувеличение явилось той самой ложкой дегтя, но оно стало ярким подтверждением тому, что по-прежнему существуют темы, не рекомендованные к публичному обсуждению, и чем выше социальный статус собеседников, тем метафоричней будет их речь.


Таким образом, вольно или невольно в своей программе "Апельсиновый сок" В.Соловьев представил зрителям не только видного церковного деятеля, но и крупного политического игрока современной России. Какие силы стоят за владыкой Кириллом (Гундяевым), сказать однозначно трудно, но то, что перед нами предстал необычайно самобытный и думающий персонаж, в комментариях не нуждается.


Теперь остается только подождать, и результаты не замедлят проявиться, ведь все меняется так быстро в российской жизни. Как в светской, так и в церковной (как ни странно)...