Главная >> 5 >> 16

Праздники меняют идеологию?

В ближайшую среду депутаты Госдумы наконец-то приступят к рассмотрению законопроекта по пересмотру празднично-выходного календаря России. Самые главные формальные изменения: возможная отмена Дня примирения и согласия (7 ноября) и появление своеобразных общероссийских новогодних каникул (1-5 января). По сути же предлагается произвести серьезную идеологическую ломку тех праздников, которые придумали большевики после прихода к власти и косметически отремонтировали "перестройщики" после падения коммунистического режима.


Формализм в действии


С начала 90-х годов прошлого века в нашей стране по существу появились лишь два новых праздника, являющихся одновременно выходными днями. Были узаконены Рождество Христово (по православному вероисповеданию) и День независимости России (наверное, от СССР, правопреемницей которого она является). День Конституции просто-напросто перекочевал с одного места на другое в связи с принятием очередного Основного закона России "под Ельцина". При этом на самое святое никто не покушался, и верится, что пока существует Россия, 9 Мая останется днем освобождения мира от фашистской чумы. Ну а Новый год переместить вообще архисложно.


За это же время мужчин формально уравняли в правах с женщинами: в разряд выходных было переведено 23 февраля. При этом дни отмечания ни мужского, ни женского праздников никто не перемещал - при должном отношении к ним коммунистическая причина их появления может с годами и подзабыться. Иная участь постигла еще два откровенно совдеповских праздника. В соответствии с якобы отказом от коммунистического мировоззрения им были даны демократические имена. Такой повод для отдыха, как "международная солидарность трудящихся", заменился на "весну и труд". А "Великая Октябрьская социалистическая революция" переименовалась в "примирение и согласие".


Идеологическая подоплека праздников для большинства российских жителей к тому времени, а тем более сейчас уже переросла в питейно-отдыхательную. Всяческие там демонстрации в защиту прав трудящихся и против антинародных режимов Горбачева - Ельцина - Путина вообще остались за бортом интересов нормального человека, который предпочитает работать, а не митинговать. Пусть кто-то примиряется и соглашается, пусть кто-то по старинке чтит Ленина: какая разница? Вот поздравить любимых женщин (мужчин) или с семьей встретить Новый год - это другое дело.


И новое мышление большинства российских граждан, похоже, не осталось незамеченным. Законопроект, появившийся в Госдуме, предлагает уже не простое переименование привычных праздников, а серьезное изменение их идеологической составляющей. Но самое интересное, что инициаторами нововведений выступили отнюдь не депутаты. Они лишь подхватили чужую идею (см. ниже), углубив ее введением новогодних каникул, что вполне здраво, и отменой Дня Конституции, что в нынешних политических условиях вполне логично.


Грядут большие перемены


Предложение отменить День примирения и согласия поступило ни больше ни меньше как от лидеров почти всех самых многочисленных религиозных конфессий, действующих на территории России. Дело в том, что 22 сентября представители православия, ислама, иудаизма и буддизма собрались в Москве на заседание так называемого Межрелигиозного совета России (католики представлены не были). Собрались они, чтобы обсудить дальнейшее поведение своих паств после трагических событий в Беслане. Международный терроризм был осужден, а заодно было принято заявление в адрес президента, премьер-министра и председателей обеих палат парламента. В нем фактически утверждается, что наличие такого праздника, как 7 ноября, является усугубляющим фактором межнациональной розни. Цитируем: "Гражданское единение, к которому мы стремимся и которое нам так необходимо, было на долгие годы разрушено в день трагического разделения России 7 ноября 1917 года... Этот день положил начало Гражданской войне, в которой брат обращал оружие на брата, сын - на отца. Этот день так и не стал, да и не мог стать днем согласия и примирения..."


Взамен религиозные лидеры предложили отмечать День народного единства и даже нашли для него дату - 4 ноября. По данным лидеров Межрелигиозного совета, в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, показав "неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения", освободило Москву от польско-литовских интервентов. Между тем, по данным некоторых многочисленных исторических документов, в этот день ополченцы захватили лишь Китай-город, а из Кремля оккупанты были выбиты лишь 9 ноября (даты - по новому стилю). Но что точно: 4 ноября занесено в православный календарь как праздник Казанской иконы Божией Матери.


С учетом того, что дата 4 ноября действительно является праздничным днем для всех российских православных и довольно сомнительным "днем освобождения Москвы", невольно возникает вопрос: что предлагается отмечать? Россия, как ни крути, и до 1917 года, и после являлась многоконфессиональной страной. Между тем один православный праздник (7 января) уже стал государственным. Теперь по сути предлагается узаконить второй? Пока что православие в ранг государственной религии вроде как не возведено. Или это только пока? И как это сходится с равноправностью всех религий в России, которая закреплена в Конституции России?


Впрочем, о Конституции можно будет и не беспокоиться. По странной привычке россияне о геологах вспоминают в День геолога, об учителях - в День учителя и так далее. А о Конституции, согласно законопроекту, впредь и вспоминать-то не придется. Соединят ее депутаты с Днем независимости - никто и не вспомнит, что у нас есть Основной закон. А если вспомнит и зачем-то прочитает, то наверняка к тому времени это будет уже совсем другой закон.