Сегодня венчание стало модным веянием, а бракосочетание считается пустым штампом в паспорте, в то же время в церковь пускают только со свидетельством о браке. Как же быть?
В последнее время все чаще шутят: "Хорошее дело браком не назовут". Я же, подобно 15-летнему идиоту Кристоферу Буну из романа Марка Хэддона, никогда не понимала этой шутки. Я знаю: предполагается, что это смешно. Кажется, что речь идет о женитьбе, а на самом деле о негодной вещи. Эта подмена понятий символична: сегодня венчание - это модное веяние, а не таинство. Именно поэтому если вы не являетесь постоянным прихожанином определенного храма (и вообще в церковь редко ходите), то священник не разрешит вам венчаться без росписи. Бывает так, что жених (или невеста) уже расписан с другим человеком, и даже дети есть, отношений только нет, да и не разведены. А тут замаячила настоящая любовь на горизонте. "Надо венчаться", - опрометчиво думают несознательные граждане. Естественно, церковь не может такого допустить.
Если статистика о новобрачных в загсе ведется, то количество обвенчанных покрыто тайной. На мой вопрос: "Многие ли новобрачные собираются венчаться", в одном из загсов нашего города встрепенулись: "Конечно, ведь это сегодня модно!" Вот и ответ. Да что там, из собственного опыта знаю. Одна моя знакомая долго ворковала о том, как все было "шикарно", подсовывая мне свои свадебные фотографии. Поток ее сознания я прервала после фразы: "Знаешь, а теперь мы еще и венчаться собираемся, правда, я не крещеная, а муж - мусульманин..." "Как?" - не удержалась я. "Правда, я ради такого дела даже покреститься готова, а вот мой муж ни в какую, - расстроенным голосом продолжала она. - Ну как ты не понимаешь, это же так красиво: белое платье, фата, свечи и все такое". Вот многих "все такое" и привлекает, не осознают они всю серьезность этого шага. А потом чуть что - разводятся, а ведь сказано: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает".
Из истории брака, или "Не скакати и не плясати"
В I в. н. э. римляне вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. Для действительности союза требовалось лишь взаимное согласие на него: устное, письменное или выраженное поступком невесты - ее переходом в дом жениха. Браку предшествовал "сговор", или обручение. Родные жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданого, которое невеста приносила в дом жениха. Похоже, в принципе, на то, что сейчас происходит сплошь и рядом. Поговорили, контракт подписали да и стали жить вместе.
Из книги протоиерея Геннадия Нефедова "Таинства и обряды Православной церкви" узнаем, что на Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. В XVII веке заключение браков сопровождалось "зарядом" - договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. Петр I в 1702 году запретил писать зарядные записи и предписал совершение обручения не ранее шести недель до венчания.
По указу 1775 года желающий вступить в брак должен был объявить об этом своему приходскому священнику. Священник объявлял о предполагаемом браке в храме. Если со стороны прихожан не поступало сообщений о препятствиях к данному браку, то священник вносил в обыскную книгу запись об этом. Внесение этой записи теперь называлось "обыском". Она скреплялась подписью жениха и невесты, их поручителей и священника. Чинопоследование браковенчания совершалось в личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Такой порядок установлен в Русской церкви с 1802 года.
Православная свадьба состоит из обручения и венчания. Обручение - это христианская форма естественного брака, ему предшествует благословение родителей и духовного отца. Знаком утверждения этого союза любви и единомыслия является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника. Этим жестом священник выражает веру Церкви в непрерывность нового союза, даруемого благодатью Божией. Кольца надеваются на пальцы правых рук, знаменуя свободную волю, обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. Во время венчания жених и невеста становятся на середине храма пред аналоем с Крестом и Евангелием. Ноги брачующихся стоят на белой материи или полотенце - символе единства и радости нераздельной жизни в супружестве.
Интересным для современного читателя будет один из вопросов, который священник задает сначала жениху, потом невесте: "Не обещался ли иной невесте?" В этом вопросе слышится воспитательное значение для присутствующих, напоминая, что подобными обещаниями шутить нельзя. В ответ жених произносит: "Не обещался, честный отче".
А еще в старину существовал даже особый порядок поведения на брачном вечере, так сказать на банкете. В соборных правилах говорится: "Не подобает на браки ходящим (т. е. даже и посторонним лицам) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам". Если же люди все же "скакати и плясати", то в вину это ставилось новобрачным, которые имеют при себе таких невоспитанных друзей.
Впечатления
Вариант N 1: не хотела свадьбы
Никогда не хотела белого платья, фаты, и скопления малознакомых между собой (и мне) людей на банкете. И банкета не хотела. Как известно, все едят, пьют, без перерыва кричат "Горько!" и никому нет дела до жениха и невесты. Но самым постыдным испытанием мне всегда казалось возложение цветов к "вечному огню". Лица у всех такие молитвенные, и действие такое сакральное. Меня всегда от этого тошнило, во-первых, а во-вторых, чувствовалась небывалая подмена. Первоначально я очень хотела склонить жениха к тайному венчанию и срочной эвакуации за границу. Но постепенно жених склонил меня к белому платью и тому подобному. В результате я вышла замуж в белом платье, фате, с банкетом (но без "вечного огня").
Удивительно, но сейчас или мода на свадебные платья очень тупая, или у всех какой-то стандартный вкус. Во многих салонах висят пышные донельзя юбки с пришитыми к ним топами, закрывающими только бюст, иногда не целиком. К этой "кукле на чайник" прилагаются аксессуары всякие: перчатки чуть ли не до плеч (верх изящества!), какие-то подвязки, видимо, для ритуальных действий, извините, я не в курсе. А мне так хотелось простоты! Да и в церкви никак нельзя появиться полуголой и накрашенной как на последний бал в своей жизни.
Когда перед праздничным ужином все встали для молитвы, официантка испугалась и убежала в соседнее помещение. Потом она призналась, что приняла нас чуть ли не за сектантов. Но в конце вечера она сказала, что эта свадьба была самая приличная за весь опыт ее работы. Обычно без пары выбитых окон, заблеванного туалета, перебитой посуды и веселеньких танцев на праздничном столе не обходится. Конечно, так далеко не у всех.
Расписались мы ровно через неделю в обыкновенном районном загсе и уехали восвояси.
Вариант N 2: в загс вдвоем
С детства мечтала о белом платье, фате и куче гостей, которые будут дарить цветы и поздравлять с бракосочетанием. И самым главным мне казалось возложение цветов к памятнику. В этом есть что-то священное. Но, видно, жених попался какой-то не такой... В общем, в загс мы отправились вдвоем.
"Так вот как невеста проводит свой последний вечер перед свадьбой", - глумились надо мной коллеги. А я пялилась в монитор компьютера и отмахивалась: "Это ведь просто формальность - прийти расписаться и уйти, что готовиться-то?" У юной служительницы загса глаза на лоб полезли, когда на пороге зала бракосочетаний в назначенный час нарисовались молодой человек в черном костюме и девушка в брюках и пиджаке. "Ну что, подождем гостей?" - вежливо спросила она. "Нет, нет, больше никого не будет", - дружно отрезали мы. Пока эта тургеневская девушка произносила заученную наизусть речь, я не раз поймала себя на мысли, что ей самое место на театральных подмостках. Было такое впечатление, что она окончила Театральный институт, но актриса из нее не получилась, вот она и реализует свой творческий потенциал перед нами - "брачующимися", как она нас окрестила.
Загс мы покидали под прицелом любопытных глаз следующих "брачующихся". Но больше всех мне запомнился завистливый взгляд одной из невест, в нем я прочитала примерно следующее: "Ну почему в этот день я должна развлекать целый полк гостей, улыбаться, постоянно одергивать свое пышное платье, терпеть боль от высоких каблуков... И не могу просто вот так прийти и расписаться?" Но ничего не поделаешь, такая уж у нее, у невесты, работа.
***
Татьяна Фокина, обвенчанная:
- Своих чувств и ощущений я почти не помню, только одно - была настоящая радость, не поддельная, не кричащая. Когда мы стояли перед аналоем, то ощущалось, что за спиной близкие люди, даже если не очень знакомые. Близкие по вере, и то единение вряд ли передашь словами.
***
Анна Максимова, учитель:
- Венчание в первый раз увидела в фильме "Анна Каренина". Это произвело глубочайшее впечатление. В тот момент я поняла, что хочу только такую свадьбу! Но тогда было нельзя, поэтому я и решила выйти замуж очень скромно. Не было белого платья, фаты, гостей, да и праздника, как такового, не было. Но когда венчалась дочь, я почувствовала настоящую радость. В церкви собираются неслучайные люди, они едины по настрою. Нет неловкости, есть ощущение единения.
***
Светлана Андреева, новобрачная:
- К венчанию отношусь положительно.С мужем же мы только расписались в загсе. Он некрещеный и смотрит на все это скептически. Я же не настаиваю и считаю, что каждый должен поступать как его душе угодно. Но главное - все должно быть естественно, без мишуры. А вообще венчание, на мой взгляд, - это священное таинство, которого достойны единицы.